Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

144 С социальной стороной образования тесно связана и политическая со- ставляющая. Формирование личности всегда составляет один из жизненно важных ин- тересов государства и социальных групп. Хорошо известно, что обязательным компонентом содержания в любой системе образования являются основопола- гающие ценности и нормы правового и политического поведения. Этот компо- нент выступает в виде курсов права, иногда – уроков Конституции страны, но чаще всего связан с характеристиками политической культуры тех социаль- ных групп, которые диктуют конкретные направления и средства экономиче- ского и социального развития в данном обществе. Поэтому система образова- ния также участвует в социально-политической сфере. Ее главная цель здесь – привитие образовательным общностям приемлемых правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни. В связи с этим воз- никает проблема идеологизации образования, которая может повлиять на его уровень и качество в стране. Крупные политические катаклизмы конца ХХ века (распад СССР, балкан- ский кризис 1999 года и т. д.) существенным образом изменили среду формирова- ния и развития образования в целом. Это привело к тому, что в литературе все чаще стало встречаться упоминание о новой роли, которое выполняет образование в современном обществе. Речь идет об обеспечении национальной безопасности. На протяжении долгого времени национальная безопасность России, СССР обеспечивалась, прежде всего, военной мощью и жесткой государственной идеологией. В новых геополитических условиях армия и другие силовые струк- туры стали для дела безопасности стран не единственным фактором [4, c. 152]. Истинная безопасность с учетом прогресса мировой цивилизации опреде- ляется уровнем развития людских ресурсов как основной предпосылки созда- ния ее научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала. Именно на этом направлении разворачивается на рубеже ХХ–ХХI веков сопер- ничество развитых стран и целых регионов за лидерство, а, следовательно, за уровень собственной безопасности, сохранение самобытного развития и, в ко- нечном счете, за систему мирового сообщества. В свете этих перспектив образо- вание и наука, их масштабность, уровень и качество становятся ведущими, ре- шающими факторами развития и обеспечения национальной безопасности. Таким образом, подводя итог можно сказать, что в нашей стране повыше- ние эффективности работы системы образования невозможно, если проводить разовые мероприятия, без внедрения новых систем образования. Многие уче- ные, педагоги считают, что необходима комплексная программа развития об- разования в России, которая будет рассчитана на десятилетия. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах. Литература 1. Гульсина, А. Г. Современные проблемы науки и образования / А. Г. Гуль- сина. – Челябинск, 2015.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=