Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
135 нельзя бояться, так как это означало бы то же самое, что бояться того, что явля- ется человеку известным, а смерть не является таковой. Никто не знает, являет- ся ли она величайшим злом или благом для человека. Но самым позорным яв- ляется «невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь» [2]. Другим доказательством того, что Сократ не боялся смерти, является тот факт, что он, по его словам, не перестал бы заниматься философией и настав- лять людей на путь истинный, если бы это было условием сохранения его жиз- ни и освобождения. Сократ говорит своим обвинителям и судьям: «Желать вам всякого добра – я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду ско- рее бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану фило- софствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу» [2]. Как отмечал отечественный филолог и философ А. Ф. Лосев, речи Сократа на суде был свойственен достаточно высокомерный и самоуверенный тон [3]. Он осознанно и решительно отказался избежать смертной казни, выстроив свою защиту на суде таким образом, что фактически спровоцировал вынесение себе смертного приговора. Сократ признаёт, что у него был шанс уйти от смер- ти, если бы он, как многие другие, унижался и плакал перед судьями, просил их о снисхождении, приводя с собой в суд детей, родных, друзей. Мудрейший из людей посчитал недостойным ни для своей собственной чести, ни для чести со- бравшихся и всего города вести себя подобным образом. Об этом он говорит следующее: «гораздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели оставаться живым, защищавшись иначе. Потому что ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-либо другому не следует избегать смерти всякими способами без разбора» [2]. Вместо того чтобы умолять судей и остальных присутствующих о снисхождении, Сократ ещё сильнее раздражает их, объявляя, что за свои дея- ния заслуживает не что иное, как обед за государственный счёт в Пританее. По- сле оглашения судебного приговора, великий философ признаёт, что его на- стигла смерть, но зато он смог избежать «нравственной порчи» [2], которая настигает человека скорее, чем физическая смерть. Нравственного падения из- бежать гораздо сложнее, но именно на него, по мнению Сократа, обречены су- дьи и его обвинители: «И вот я, человек тихий и старый, настигнут тем, что идет тише, а мои обвинители, люди сильные и проворные, – тем, что идет про- ворнее, – нравственною порчей. И вот я, осужденный вами, ухожу на смерть, а они, осужденные истиною, уходят на зло и неправду ...» [2]. Тем самым каж- дый непосредственный участник суда получает свое наказание. Стоит отметить, что Сократ не просто не боится смерти. Он приходит к заключению, что смерть для него выступает в качестве блага. Прежде, перед совершением чего-то дур- ного, чего-то, что могло бы ему навредить, к нему являлось «божественное знамение» и останавливало его. В тот же день его внутренний голос, «гений», молчал и в тот момент, когда он выходил из дома, и когда входил в здание суда, и во время всей его речи. А это означало, что всё, что с ним происходило, включая смертный приговор, было правильным и только ему во благо. И дейст- вительно, смерть для Сократа не является злом. Он говорит, что после смерти человек либо больше никогда ничего не почувствует, всё равно когда он спит и ему не снится никакой сон, либо его душа переселится в другое место, где на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=