Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

134 А. С. Вражнова, Д. А. Царёв Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ СОКРАТА Смерть не есть зло. <…> Единственное, в чём весь род людской равноправен. Луций Анней Сенека [1] Людей издавна мучили вопросы: что такое смерть? что ждёт человека по- сле смерти? смерть есть зло или благо? и другие, связанные с этим феноменом человеческой жизни. Проблема смерти является одной из вечных для человече- ства. Она находит своё рассмотрение во многих областях социогуманитарного знания, в том числе и в рамках философских произведений, примеров из жизни самих философов. Целью данной статьи является раскрыть взгляды на смерть великого древнегреческого философа Сократа (469–399 гг. до н. э.). Для этого мы проанализировали произведение Платона «Апология Сократа». В нём со- держится речь, произнесённая Сократом на суде в Афинах в 399 году до н. э. в свою защиту от выдвинутых против него обвинений и записанная позже его учеником. На протяжении всего философского произведения Платона можно найти достаточно большое количество доказательств того, что Сократ не боял- ся смерти ни до суда, ни после вынесения ему смертного приговора. Помимо обстоятельств суда над Сократом из Апологии становятся также ясными и мно- гие детали из его биографии. Много раз на протяжении своей жизни Сократ подвергался опасности погибнуть. Он участвовал в Пелопонесской войне (431–404 гг. до н. э.), сражаясь мужественно и достойно. Будучи избранным одним из членов афинского Совета (406 г. до н. э.), Сократ воспротивился неза- конному, по его мнению, смертному приговору, вынесенному стратегам, кото- рые из-за шторма не смогли по обычаю похоронить погибших моряков. При правлении в Афинах «Тридцати тиранов» Сократ вступил в конфликт с правя- щей властью, отказавшись – единственный из пятерых пританов – исполнять неправый смертный приговор в отношении Леонта Саламинского. И каждый раз, когда жизнь Сократа висела на волоске, вместо того, чтобы её спасать, он поступал так, как велела ему совесть. Он ставил выполнение предписаний сво- его внутреннего голоса выше возможности пострадать или погибнуть. Сама смерть предстает для Сократа как «самое пустое дело», а вот воздерживание «от всего беззаконного и безбожного – это <…> самое важное» [2]. Известно, что Сократ сознательно отказался от речи, специально написанной для его выступления на суде оратором Лисием. Таким образом, он с самого начала по- ставил себя в менее выгодное положение, чем то, в котором пребывали его об- винители, которые, подготовившись заранее, пользовались приёмами красноре- чия. Опровергая выдвинутые против себя обвинения, Сократ признаётся, что самой страшной на свете вещью для него является не смерть, а позор. Смерти

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=