Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

132 И. А. Воробьева Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВЕК КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В последнее время наблюдается тенденция внедрения компьютерных тех- нологий и мультимедиа в жизнь детей. Помимо того, что почти в каждом доме на сегодняшний день есть продукты «цифровой революции», они также уже давно присутствуют и в образовательных учреждениях; не только в учреждени- ях школьного образования, но и дошкольного. Актуально было бы поставить вопрос о внедрении компьютерных технологий во все сферы образования и его влияние на развитие детей, особенно в один из важнейших периодов их жизни: переходе из дошкольного образовательного учреждения в школу. В период старшего дошкольного возраста (а именно, в 5–6 лет), важный для начала у ребенка постепенного формирования и преобладания наглядно- образного мышления. Данный вид мышления очень важен для развития ребен- ка, так как в нем «осуществляется на основе преобразований образов воспри- ятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обоб- щения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме» [2]. Необходимо отметить, что «возможности преобразования детьми реальных объектов ограничены, и часть свойств может быть обнаружена лишь в процессе оперирования представле- ниями об этих объектах. Такое оперирование выступает как наглядно-образное мышление с относительной свободой формирования и изменения данных пред- ставлений» [1]. При работе с компьютером и в процессе манипуляций с предметами и яв- лениями, изображенными на экране, у детей формируются подвижные пред- ставления и образы. Они служат успешному переходу от наглядно-действенной формы мышления к важной и необходимой форме логического (понятийного) мышления через формирование наглядно-образной формы мышления. Для де- тей старшего дошкольного возраста важным моментом на занятии для развития наглядно-образной формы мышления является наглядность материала. Этот материал могут предоставить устройства чтения информации с дисков с запи- сями обучающих фильмов или картинок (например, распечатанные на принте- ре), разрабатываются для детей новые развивающие компьютерные игры. Ю. М. Горвиц было замечено при анализе результатов проведения развиваю- щих игр для детей, что: «На определенном этапе игры дети начинают осущест- влять свои действия не реально, а в плане представлений... Дети старшего до- школьного возраста в ходе игры переходят даже на уровень логического мышления…» [1]. С точки зрения психотерапевта Н. Н. Нарицына, чем раньше ребенка научить обращаться с компьютером, тем лучше, а начинать следует как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=