Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

126 …Это жизнь спасённая, Чашей пронесённая Мимо губ… В стихотворении «Воспоминание о Херсонесе» топоним и частичное ци- тирование фразы из «Энеиды» Вергилия создают культурно-исторический фон Античности, важный для автора при передаче атмосферы Херсонеса: … Троя падёт – и, наверное, скоро. Бойтесь данайцев – и дальше по тексту. Проклятый город, измученный город Кружит своё одряхлевшее детство… Для реализации характерологической функции чаще всего используются антропонимы. С их помощью в стихотворении «Ты медлишь у входа…» в опи- сании героя актуализируются такие черты, как внешняя привлекательность, с одной стороны, и наивность и прекраснодушие – с другой. Также эти аллюзии выполняют функцию окказиональных антонимов, и автор играет на их созвучии: Ты медлишь у входа, Герой мой нежданный – С лицом Дон Жуана , С душой Дон Кихота … Характерологическая функция совмещается с иронической в стихотворе- нии «Под обложкой – сотня страниц…». Аллюзия также репрезентируется ан- тропонимами – имёнами сказочных персонажей; их написание через дефис в данном контексте выражает насмешку лирического героя над тем, к кому он обращается, пренебрежительное отношение к его великодушию: Сколько за три моря ходил – И не разучился прощать… Тоже мне, Синдбад-Алладин, – Или как тебя величать? Сферой действия текстообразующей функции является произведение в це- лом. Так, литературные отсылки становятся основой для интерпретации тех или иных образов и сюжетов прецедентных текстов (к примеру, «Песня Сольвейг» – образ Сольвейг из «Пера Гюнта» Г. Ибсена; серия из четырёх стихотворений «Страсти по персонажу»: Obliviate, Riddikulus. Песня Луны Лавгуд, Legilimens, Finite Incantatem – образы Северуса Снейпа, Эйлин Снейп и Луны Лавгуд из «Гарри Поттера» Дж. К. Роулинг; «Понтий Пилат. После казни» – образ Понтия Пилата из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.). Важную роль в репрезентации аллюзий такого рода играют названия стихотворений, они ак- туализируют интертекст, и шире – интердискурс, интермедиальные связи в ли- рике Дианы Коденко. Подводя предварительные итоги, можно сказать, что аллюзийное поле в творчестве Дианы Коденко представлено разнообразными по источнику, се- мантике, способу выражения и функциям интертекстуальными отсылками, а богатство аллюзий позволяет рассматривать поэтические тексты в широком культурном контексте.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=