Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

121 А. Ст. Василева Медицинский университет г. Варны, Болгария Факультет общественного здравоохранения, ІІ курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. И. Грудева ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ Для более глубокого выяснения проблемы применения системного подхо- да в рамках педагогического взаимодействия в высшей медицинской школе не- обходимо, прежде всего, выяснить смысловое значение понятия «система». В научной литературе существует много определений этого понятия. То, что их объединяет это идея целости, соединение различных компонент и элемен- тов, которые имеют определенные отношения и связи между собой и которые обладают общими чертами целого, но вместе с этим обладают и своими специ- фическими чертами. Это смысловое значение понятия «система» находит объек- тивное отражение в понимании и рассмотрении педагогической системы в выс- шей медицинской школе, как совокупность методов, процессов и подходов, необходимых для организованного и целенаправленного педагогического влия- ния на формирование личности. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что в условиях высшей школе, педагогическое влияние имеет двусторонний ха- рактер, т. е. с одной стороны преподаватель оказывает влияние на студента, а с другой – студент оказывает влияние на преподавателя, но только при усло- вии, что у него активная (субъективная) позиция [1]. На основе этого и других подобных рассуждений может появиться понимание зависимости педагогиче- ского взаимодействия в условиях высшей медицинской школы от условий соз- данной в нее педагогической системы. Для него характерны общие черты этой системы, но она обладает и своими специфическими чертами, возникающими от специфики его подсистемы – преподаватель/преподаватели, студент/ студенты, пациент/пациенты, родственник/родственники пациентов и др. Большой интерес педагогики к явлению взаимодействия обуславливается тем фактом, что оно существует в обществе вместе с другими видами взаимо- действия такими как: экономическое, политическое, религиозное, этнокультур- ное и т. д., и предоставляет возможность преподавателю и студенту, как членам этого общества, участвовать во всех общественных процессах. Подтверждение этому пониманию можно видеть в научных трудах Н. Чакарова, который под- черкивает, что никто не может обучать и воспитывать исключенного из обще- ства индивида [3]. Применение системного подхода в рамках педагогического взаимодейст- вия в условиях высшей медицинской школы позволяет формировать систему взглядов о мире. Для этого требуется [1, с. 63]: – периодически проверять действие системы педагогического взаимодей- ствия, через глубокий анализ ценностной системы;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=