Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

115 И. В. Бочарова Факультет иностранных языков, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА XXI век – время непрерывной модернизации, а также перехода на новый уровень развития технологий любых отраслей. Несомненно, и в области обра- зования появляется все большее количество новых стратегий, которые должны улучшить его качество и сделать сам процесс обучения более эффективным. Таким образом, актуальность приобретает проблема готовности учителей к осуществлению инновационной педагогической деятельности. В толковом словаре С. И. Ожегова «готовность» определена как «согласие сделать что-нибудь; состояние, при котором все сделано, все готово для чего- нибудь» [1]. Т. Ф. Ефремова в толковом словаре русского языка под готовно- стью понимает «психологическую настроенность на что-либо; желание уго- дить; услужливость» [3]. В. А. Сластенин под «готовностью» учителя к профес- сиональной деятельности понимает «особое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия, постоянной на- правленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на осознание педагогической задачи, модели вероятного пове- дения, определения специальных способов деятельности, оценку своих воз- можностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата» [9, с. 98]. Таким образом, готовность – одно из наиболее важных профессиональных качеств любого педагога, ведь именно она является стремлением к инноваторской преподавательской работе. Именно готовность выступает, во-первых, как особое индивидуальное (лично- стное) положение, которое учитывает наличие у преподавателя мотивационно- го и ценностного отношения к его профессиональной деятельности, во-вторых, как обладание методами и средствами достижения поставленных задач в педа- гогике, которые будут результативными в будущем. Инновация, без которой невозможна любая инновационная деятельность, – «изменение, обновление, ввод чего-либо нового» [4]. Нововведение же является и новшеством, и процессом введения этого новшества в жизнь [4]. М. В. Кла- рин отмечает следующее: «инновация относится не только к созданию и рас- пространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе дея- тельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [6]. Небезуспешность инноваторской работы предполагает и то, что преподава- тель должен понимать практическую важность различных инноваций в образо- вании не только с профессиональной точки зрения, но и на индивидуальном и личностном уровнях. Тем не менее, вовлечение учителя в современный инно- вационный процесс совершается, зачастую, спонтанно, с отсутствием учета его профессионализма и индивидуальной готовности к инноваторской деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=