Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

110 Е. Ю. Большакова Факультет истории и права, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. И. Петров ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономичес- кого строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более сво- бодной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштабы многих рас- пространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской безнад- зорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создают угрозу национальной безопасности. Понятно, что замещающая семья, как правило, не может дать ребенку того, что он может и должен найти в род- ной семье. Безусловно, в такой семье, точно так же, как и в кровно- родственной, выполняется одна из основных социальных функций любой се- мьи как первичной ячейки общества – воспитательная функция. Более того, иногда для ребенка, вытесненного из родной семьи самыми близкими ему людьми – родителями – она становится по-настоящему надежным пристани- щем. Не случайно народная мудрость гласит: «Не тот родитель, который ро- дил, а тот, который воспитал» 1 . По своим признакам к приемной семье ближе опека. Родители- воспитатели приобретают право на воспитание приемного ребенка и обязанно- сти делать все по защите его интересов. Семейный кодекс российской Федера- ции в п. 2 ст. 153 наделяет приемных родителей по отношению к принимаемо- му на воспитание ребенку правами и обязанностями опекунов. Однако и в том и в другом случае возникает совершенно самостоятельный правовой статус. Воспитанник в приемной семье, так же как и подопечный в семье опекуна, име- ет право получать все причитающиеся ему пособия, платежи. Ребенок же в приемной семье находится полностью на государственном обеспечении в со- ответствии п. 1 ст. 155 Семейного Кодекса РФ. Разница в двух формах устрой- ства детей особенно проявляется в том, что опекуны исполняют свои обязанно- сти безвозмездно, а приемные родители делают это за плату. К тому же основанием возникновения приемной семьи является договор, а опека возника- ет из административного акта. Особенностью приемной семьи является также более широкий круг льгот и преимуществ, которые органы опеки обязаны пре- доставить приемной семье. Цель приемной семьи – создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял 1 Шукуров Р. А. Приемная семья по семейному праву России: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2014.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=