Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

108 в ткань индивидуального стиля деятельности, а кроме того возрастные переме- ны, связанные со старением. Анализ ряда исследований по рассматриваемой проблеме позволил выявить следующие способы преодоления профессиональных деформаций педагога: – повышение компетентности (общественной, психологической, общепе- дагогической, предметной); – применение инновационных форм и технологий преподавания; – диагностирование профессиональных деструкций и создание стратегии преодоления; – рефлексия профессиональной биографии и создание других сценариев последующего личностного и профессионального роста; – овладение приемами саморегуляции эмоционально-волевой сферы, само- анализа. Существенное значение имеет персональная деятельность с психологом в форме психокоррекции, психотерапии, консультирования. Цель: повышение психологической устойчивости, понижение степени враждебности, адекватная самооценка, диалогизация общения, преодоление иных проявлений профессио- нальных деформаций. Различают комплексную профилактику и коррекцию процесса профессиональ- ной деформации личности педагога. Данный процесс включает в себя 4 уровня [3]: Первый уровень – это телесный. Занятия спортом, устранение мышечного напряжения, головной боли, усталости, бессонницы и т. д. Второй – эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, апатии, подавленности, тревожности. Третий – смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессио- нальной деятельности, формирование/реконструкция позитивного образа педа- гога, снятие негативного отношения к своей работе, усовершенствование само- понимания и самопринятия. Четвертый уровень – поведенческий. Освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе, снятие стереотипов профессио- нальных действий. Подводя итог, следует подчеркнуть, что изменения в процессе профессио- нальной деятельности бывают существенными и незначительными. Но, если сам педагог знает об особенностях своей личности и деятельности и в состоя- нии их контролировать, то профессиональные деформации не станут настолько внушительными и не помешают совершенствованию профессионализма. Литература 1. Басов, М. Я. Личность и профессия / М.Я. Басов.– М.-Л.: Гос. изд-во, 1926. 2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности // С. П. Безно- сов. – СПб.: Речь, 2004. 3. Гафнер, В. В. Профессиональная деформация и профессиональная ком- петентность педагога / В. В. Гафнер // ОБЖ (Основы безопасности жизни), 2004. – № 10. – С. 22–24.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=