Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

107 Интерес представляют 4 типа деформаций, предложенные Е. И. Роговым, которые появляются в деятельности и личности педагогов [5]. Общепедагогические деформации наблюдаются практически у всех педаго- гов. Проявлением поучительности, излишней самоуверенностью, завышенной самооценкой, догматичностью взглядов, отсутствием гибкости различаются поч- ти все педагоги, преподающие различные учебные предметы и работающие в разных классах. Е. И. Рогов считает, что это происходит в результате сближе- ния субъекта деятельности с её средствами. Типологические деструкции появляются, когда характерные черты лично- сти растворяются в соответствующих компонентах педагогической деятельно- сти. К примеру, учителя-гуманитарии различаются большой эмпатией, чувстви- тельностью, раскрепощенностью и т. д. Это педагоги-коммуникаторы. Они излишне общительны и говорливы; стремятся обсуждать личные проблемы; дистанция между ними и детьми незначительная. Другие – интеллигенты – предрасположены философствовать, читать нотации и мудрствовать. А педаго- ги-организаторы гиперактивны, любят командовать, властвовать и подчинять себе других. Специфические (предметные) деформации определяются особенностями преподаваемого предмета. Учитель физики более сдержан по сравнению с учи- телем русского языка и физической культуры. Индивидуальные деформации появляются из-за преобладания каких-либо индивидуальных особенностей преподавателя. К примеру, ими становятся по- вышенный уровень тревожности или акцентуация характера. Как показал проведенный анализ, можно выделить ряд факторов, влияю- щих на профессиональную деформацию педагога: – объективные, связанные с социально-профессиональной средой: соци- ально-экономическая ситуация, особенности профессиональной деятельности, образовательная среда; – субъективные, предопределенные индивидуальными отличительными чертами учителя и учеников, характером их взаимоотношений. Чаще всего они сочетаются. Предпосылки формирования профессиональных деформаций (деструкций) зарождаются уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осоз- наваемые мотивы (творческий характер, общественная важность, репутация, материальные блага), так и неосознаваемые (стремление к власти, доминирова- нию, самоутверждению), так и объективно-субъективные, порождаемые систе- мой и организацией профессионально-образовательного процесса, стилем ру- ководителя, качеством управления. Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога яв- ляются: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереоти- пы мышления, поведения, деятельности; эмоциональная напряженность про- фессионального труда (возникает нервозность, беспокойность, нервные срывы и др.); потеря возможностей профессионального роста; снижение уровня ин- теллекта профессионала; монотонность, однообразие, жестко организованный характер труда; разнообразные акцентуации характера личности, вплетающиеся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=