Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

106 В. А. Большакова Факультет истории и права, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Овладение человеком профессией, непременно, откладывает отпечаток на его дальнейшее развитие и становление личности. Если профессиональные изменения отрицательно влияют на целостность личности, то следует их рас- сматривать как профессиональные деформации, под которыми понимают когнитивное искажение, психологическую дезориентацию личности, форми- рующейся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящей к появлению специфически- профессионального типа личности [7]. Профессиональные деформации – это изменение основных, инвариатив- ных (главных) свойств личности и деятельности учителя. К ним относится на- правленность на взаимодействие с детьми и влияние на них с целью воспитания и обучения средствами учебного предмета, гуманизм и коммуникативная куль- тура [5, с. 311]. Профессиональные деформации психологи также соотносят с понятием «профессиональное выгорание». Например, выдающийся отечественный пси- холог М. Я. Басов на начальном этапе развития педагогической психологии в России под данным понятием подразумевал «штампы» в профессиональной и педагогической деятельности. Доктор педагогических наук Е. И. Рогов рас- сматривал деформации в связи с социализацией личности. Всякая профессиональная деятельность в системе «человек-человек» ока- зывает значимое влияние на формирование личности профессионала. Воплощение профессиональных задач часто происходит в ситуациях, ко- торые обладают непредвиденным исходом. Педагогическая деятельность пред- полагает повышенную ответственность за принятие каких-либо решений, фи- зические и психические нагрузки, в ряде случаев требует пожертвование собой, решительных действий и способность идти на риск. В совокупности эти осо- бенности деятельности оказывают большое влияние на личностные характери- стики учителя, содействуя развитию его профессиональной деформации [6]. Общие аспекты данной проблемы нашли отражение в ряде фундаментальных научных работ (Е. А. Климов, А. К. Маркова, А. А. Деркач, Е. И. Рогов и др.). Профилактике профессиональной деформации учителя посвящено диссертаци- онное исследование Л. С. Павловой, агрессии как профессионально обуслов- ленной деформации личности учителя – диссертация В. В. Диковой, изучению особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО при разных ти- пах доверительных отношений в зависимости от времени пребывания в про- фессии – исследование Ю. В. Селезневой и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=