Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

10 и в системе применяемая рефлексия может стать для педагога как мощным ин- струментом психолого-педагогического исследования, так и средством, актуа- лизирующим собственное личностное развитие, а также эффективной «имму- низацией» к профессионально – эмоциональному выгоранию. При использовании рефлексивной практики в педагогической деятельно- сти, по мнению исследователей [1], важно обращать внимание на три основных компонента. Во-первых, необходимо определить – развитие какой сферы (или сфер) важнее всего диагностировать, для чего будет использоваться рефлексия на уроке, какую роль должны сыграть процедура проведения рефлексии, а так- же и ее результаты в дальнейшем. Во-вторых, методика рефлексии должна давать представление о возмож- ных причинах изменений, зафиксированных в ходе рефлексивной деятельно- сти. Более значимым результатом будет тот, при котором эти причины будут установлены самими школьниками. Весьма информативной, в этой связи, явля- ется технология «Рефлексивная мишень», которая дает возможность получить рефлексивную картину учебной группы сразу по нескольким показателям. Третий компонент рефлексивного анализа – оценка участниками педаго- гического процесса продуктивности своего развития в результате активного взаимодействия. Данный компонент предполагает наличие продуманных и достаточно четких критериев – ориентиров для проведения рефлексии. Так, например, если учащиеся выражают свое отношение или продвижение в бал- лах, то у них должны быть четкие ориентиры – качественная характеристика каждого деления на балльной шкале. Кроме того, важно добиться единства в понимании содержания личностных смыслов тех или иных оценок (особенно, если речь идет о выражении эмоционального отношения, мотивации или цен- ностей), даваемых учителем и учениками. Иначе мы рискуем получить оши- бочную интерпретацию полученного информационного материала. В процессе прохождения производственной педагогической практики на базе МБОУ «Центр образования – гимназия № 1» г. Тулы, мы провели исследо- вания эффективности использования рефлексивных методик в 7-х и 8-х классах в течение 5 недель. По окончании каждого проведенного урока мы проводили индивидуальную рефлексию, используя разные методики, в зависимости от ти- па урока, профиля класса, индивидуальных особенностей учащихся. Для уроков по изучению нового материала подбиралась рефлексия содер- жания материала, при которой главным ставился вопрос об индивидуальном усвоении полученных знаний и умений. На уроках по выполнению лабораторных работ, практических заданий в хо- де обобщающих уроков рефлексия может быть нацелена на оценку своего эмо- ционального состояния, впечатления от увиденного опыта, удовлетворения от исследовательской деятельности, выполнением которой учащиеся занимались. Для уроков, посвященных решению задач, были использованы такие спо- собы рефлексии деятельности, которые помогали бы ученику оценить свой ус- пех по количеству и качеству выполненных заданий. Профиль класса в обязательном порядке учитывался при проведении реф- лексивного анализа занятия. Например, в 7-м физико-математическом классе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=