Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

99 М. С. Горбачева Факультет иностранных языков, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – В. Н. Андреев ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В ТЕКСТЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО РОМАНА-АНТИУТОПИИ Когнитивная лингвистика как наука зародилась в конце ХХ века и по сей день не только играет важную роль в современном языкознании, но и активно развивается. Становление современной когнитивной лингвистики связывают с трудами американских ученых Дж. Лакоффа и М. Джонсона. В работах оте- чественного когнитолога Е. С. Кубряковой детальным образом охарактеризова- на проблематика современной когнитивной лингвистики. Е. С. Кубрякова при- водит следующее определение: «когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации» [Кубрякова 1997, 53]. В когнитивной семантике основным понятием является «концепт». В. А. Маслова характеризует концепт как «оперативную содержательную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [Маслов 2011, 46]. В кратком словаре ког- нитивных терминов можно найти следующее определение: «Концепт – оператив- ная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга. Самые важные концепты выражены в языке» [Кубрякова 1997, 90]. Соглас- но Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарину концепту присуща определенная структура: ядро, приядерная зона, ближайшая периферия и дальнейшая периферия [Бабенко 200, 61]. Одним из наиболее значимых концептов в литературе, культуре и жизни людей является концепт «любовь». Авторы антиутопических произведений, помимо описания общества, постоянно обращаются к теме любви. Антиутопия как жанр рождается на основе жанра утопии (eu – благо и topos – место, т. е. благословенное место) – литературно-художественного произведения, содер- жащего картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства [Тимофеев, Тураев 1974, 426]. Лоис Лоури в романе «Дающий» (Lois Lowry “The Giver”) создала, на пер- вый взгляд, идеальное общество. Роман был написан в 1993 году. Все члены общества в этом романе абсолютно счастливы, живут в мире и согласии. Но де- тям и взрослым совсем незнакомы такие чувства, как любовь, нежность, страсть. Население превратилось в роботов с безликими семейными ячейками. В разговоре слово «love» взрослые требуют заменить на «enjoy» ("Do you love me?" – "our community can't function smoothly if people don't use precise language.- You could ask, 'Do you enjoy me?') [Lowry 1993, 127]. Но главный герой романа, двенадцатилетний подросток Джонас, вынужден познакомиться как с понятием «любовь», так и с самим чувством. Он был выбран на должность принимающе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=