Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

98 Концентрация внимания у этих детей по данным, полученным с помощью методики «Изучение свойств внимания», также развита очень слабо. Низкий уровень развития этого свойства внимания присутствует у 67 % испытуемых, у 33 % – средний. Полученные результаты подтверждают, что у детей с ЗПР страдают все свойства внимания, долго не формируется произвольное внимание. Большое значение в формировании всех нарушенных функций внимания у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа с учетом их возрастных, психологических и индивидуальных особенностей. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее будет её результат. Средством развития произвольного внимания может являться дидактиче- ская игра и всевозможные упражнения игрового характера, так как все психи- ческие процессы, в том числе и произвольное поведение в дошкольном возрас- те формируются в ведущей для этого периода игровой деятельности. Дидактическая игра упорядочивает поведение ребёнка, ребёнок с удовольстви- ем подчиняется правилам игры, это делает его поведение осмысленным и осоз- нанным, ребёнок учится контролировать себя, действовать правильно, лучше запоминать необходимый материал, управлять своим вниманием и поведением. Наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятель- ности на другое, часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают. При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. При недостаточной произвольности внимания ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. В результате ребенок может не слышать, что говорит воспитатель, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следст- вием неумения управлять своим вниманием и поведением. Всё это указывает на недостаточную сформированность произвольного внимания в целом. Сам ребе- нок не сможет преодолеть эти недостатки. Литература 1. Белопольская, Н. Л. Психическая диагностика личности детей с задерж- кой психического развития / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2009. 2. Борякова, Н. Ю. Комплексное изучение детей с задержкой психического развития в условиях детского сада / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына // Коррек- ционная педагогика. – 2008. – № 6. 3. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Сост. Т. Б. Иванова, В. А. Илюхина, М. А. Кошулько. – М.: Детство-Пресс, 2011. 4. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического разви- тия / О. В. Защиринская. – СПб., 2009. 5. Павлова, Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект мате- риалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учре- ждений / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. – М.: Генезис, 2008.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=