Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

97 ших дошкольников с ЗПР познавательных психических процессов. В особой мере это касается произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР, т. к. своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего произвольного внимания у детей с ЗПР именно в стар- шем дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контро- лировать получаемый результат. Дети, начинающие обучаться в школе чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания. Особенно это ка- сается детей с ЗПР. Поэтому целью данного исследования явилось изучение и развитие произ- вольного внимания у старших дошкольников с ЗПР. Предметом исследования стало выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР. Для определения особенностей произвольного внимания у старших до- школьников с ЗПР была составлена и апробирована диагностическая програм- ма, включающая следующие методики: методика Немова Р. С. «Запомни и рас- ставь точки» для оценки объема внимания, методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) направленная на определение уровня развития распределения и переключения внимания, методика Немова Р. С. «Найди и вычеркни» на оп- ределение продуктивности и устойчивости внимания, методика Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. «Найди такую же картинку» на определение уровня развития ус- тойчивости внимания, выявление способности устанавливать тождество, сход- ство и различие предметов на основе зрительного анализатора, методика «Изу- чение свойств внимания» (тест Бурдона) для изучения устойчивости и концентрации внимания. На констатирующем этапе исследования с помощью указанной диагности- ческой программы у старших дошкольников с ЗПР установлен следующий ряд особенностей развития произвольного внимания. Так с помощью методики «Запомни и расставь точки» установлено, что у 73 % детей присутствует низкий уровень сформированности объема произ- вольного внимания, 17 % имеет средний уровень объема внимания. В соответствии с методикой «Корректурная проба» у большинства испы- туемых – 83 % выявлен низкий уровень способности к переключению и рас- пределению внимания, 17 % – имеет средний уровень, высокий уровень не имеет никто. По данным, полученным с помощью методики «Найди и вычеркни», у 67 % детей установлен низкий уровень развития продуктивности и устойчи- вости внимания (внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое), у 33 % детей – выявлен средний уровень. Методика «Найди такую же картинку» позволила выявить, что у большин- ства старших дошкольников с ЗПР – 66 % низкий уровень развития устойчиво- сти произвольного внимания, который ведет к снижению продуктивности, 34 % детей с ЗПР имеет средний уровень развития.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=