Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
96 Н. В. Голубева Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психическо- го развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с от- клонениями в развитии. Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой ЗПР. В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций, страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности. Изучению психологических особенностей этих детей посвящены многие современные исследования. К числу актуальных, но всё ещё не достаточно ис- следованных проблем следует отнести проблему изучения развития произволь- ного внимания у старших дошкольников с ЗПР. Т. А. Власова и М. С. Певзнер отмечают, что основным признаком ЗПР яв- ляется незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой не- зрелости – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. В. И. Лубовский отмечал недостаточную сформированность произвольно- го внимания у детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: кон- центрации, объема и распределения. Особенности развития внимания у старших дошкольников с ЗПР в разное время изучали ряд ученых – Т. Я. Власова, Л. С. Выготский, С. А. Домишкевич, Г. И. Жаренкова, А. Л. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, И. Ф. Марков- ская, М. С. Певзнер, Э. Я. Пекелис, Г. Е. Сухарева, З. Тржесоглава, У. В. Ульенко- ва, Ю. С. Шевченко и др. В психолого-педагогических исследованиях этих ученых выделены такие особенности внимания у детей с ЗПР, как неустойчивость (колебания) внима- ния, сниженные концентрация, избирательность, распределение, уменьшение объема и повышенная отвлекаемость. Несмотря на многочисленные достижения в психолого-педагогической практике ощущается недостаток сведений о том, какие методические приемы нужно использовать для развития произвольного внимания у старших дошко- льников с ЗПР, не определен круг наиболее эффективных коррекционных заня- тий, применительно к особенностям детей этой категории, имеющих низкий уровень показателя развития внимания, необходимость учета индивидуальных особенностей остается сложной задачей для педагогов и психологов при орга- низации образовательного процесса. В тоже время в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования требуется осуществлять работу по развитию у стар-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=