Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

87 и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо- зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух» [1, 51]. Совсем другой предстает эта юная девушка, сидя за фортепьяно: «Она иг- рала очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув зубы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось, и маленькая прядь волос упала на тёмную бровь». Иногда Катя «уходит в себя», «прячется», и тогда лицо ее совершенно меняется, приобретая «выражение упрямое, почти тупое». В этих описаниях подчеркнута недовер- чивость героини, ее неловкость, «диковатость», порожденная жизненными обстоятельствами. В романе писатель представляет нам и «сатирический портрет, близкий к гоголевской манере, с использованием приема косвенной характеристики или постепенного, концентрического раскрытия образа». Таков в романе портрет «эмансипированной женщины» Евдоксии Кукшиной. Свой рассказ об этой «провинциальной нигилистке» Тургенев начинает с описания ее жилища. Здесь писатель обращает наше внимание на множество выразительных деталей: «криво прибитая визитная карточка», «бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам», «везде белели разбросанные окурки папирос» [1, 40]. Уже по этим деталям обстановки читатель может составить вполне определен- ное представление о характере Кукшиной. Первое впечатление читателя подкрепляется уже непосредственным описанием внешности героини. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем оп- рятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевной ко- сынкой на голове» [1, 40]. Портрет этот одновременно является и психологиче- ским. Растрепанность, неопрятное платье говорят о неаккуратности, неряшливости, безалаберности Кукшиной, ее желании быть истинно «эманси- пированной» женщиной, что в ее представлении, видимо, исключает заботу о своем внешнем виде. Кукшина у И. С. Тургенева демонстративно некрасива: у нее «круглые гла- за», между которыми сиротливо краснеет «крошечный вздернутый носик», ко- гда она смеется, ее верхняя десна обнажается над зубами. И далее к общему ав- торскому описанию присоединяется впечатление Базарова. «Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» [1, 40]. И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время не- ловко... все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не ес- тественно» [1, 40]. Здесь И. С. Тургенев вновь использует прием характеристи- ки персонажа путем обобщения ее черт, поведения («все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно»).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=