Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
86 алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев» [1, 13]. Ав- тор использует эмоциональные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкатель- ными суффиксами, передающие авторское отношение к героине: «вся белень- кая и мягкая», «детски-пухлявыми губками и нежными ручками», «миловид- ного лица». Спокойствие и рассудочность Анны Одинцовой, простота ее и достоинст- во, тонкость и аристократизм подчеркнуты в описании ее внешности. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившую- ся в дверях залы… Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, гляде- ли светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица» [1, 44]. И. С. Тургенев обычно дает один большой портрет героя в романе. В даль- нейшем писатель отмечает изменения прически, костюма, краткими, скупыми фразами описывает мимику и жесты персонажа в данной, конкретной ситуации. Получается, что внешность героя все же дана в динамике, однако изменения эти неглубоки, ситуативны. В целом же портрет героя у И. С. Тургенева остает- ся неизменен. Этим тургеневские портреты схожи с портретами Ф. М. Достоев- ского и отличаются от портретов Л. Н. Толстого. Так, в романе неоднократно описывается внешность Анны Одинцовой. Сначала писатель дает один большой портрет, затем – несколько небольших за- рисовок. Вот как выглядит героиня, когда она принимает приятелей в Николь- ском: «На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу» [1, 50]. По-иному выглядит Анна Сергеевна, когда она вместе с Базаровым воз- вращается с прогулки. «Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели, и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шля- пой» [1, 55]. Здесь передано смущение и неловкость героини, которые приме- шиваются к ее «чувству острого любопытства», влекущему ее к Базарову. Совсем иной предстает Одинцова во время ее вечерних свиданий с Базаро- вым. Здесь передано впечатление героя, Одинцова изображена в его воспри- ятии, «увидена» глазами влюбленного мужчины. Анна Сергеевна предстает та- инственной и романтичной. «Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажною сеткой. Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками; едва вид- нелись кончики ее ног, тоже скрещенных» [1, 62]. В динамике дана в романе и внешность Кати. Первый портрет её – это об- щее описание внешности. «Красивая борзая собака с голубым ошейником вбе- жала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет во- семнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, небольшими темными глазами» [1, 51]. Затем почти сразу Тургенев дает еще один портрет героини, где описываются уже манеры Кати, ее мимика. Здесь писатель как будто передает впечатления Базарова от внешности девуш- ки. «Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=