Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
85 К. А. Ганжина Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина РОЛЬ ПОРТРЕТА В СОЗДАНИИ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА (на примере романа «Отцы и дети») Иван Сергеевич Тургенев оставил след в русской литературе как превос- ходный писатель-реалист, с большой художественной силой отразивший в своём творчестве «переломную» эпоху в истории русского общества ХIХ века. Романы писателя – произведения очень разные и многогранные. В каждом из них – тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные проблемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений и пейза- жей. И ещё одна особенность объединяет почти все романы И. С. Тургенева – его необыкновенные женские образы. И. С. Тургенев – непревзойденный мастер пейзажных и портретных харак- теристик, создавший многогранные художественные образы. В создании образа своего героя автор использует множество разнообраз- ных приемов, раскрывающих характер, внутренний мир, индивидуальные осо- бенности, привычки, манеру поведения своих персонажей. Портрет является одним из важнейших способов не только показать внешность и характер персо- нажа, но и его взаимодействие с другими героями произведения, сделать его ярким и запоминающимся для читателя. Внешнему портрету персонажей И. С. Тургенев уделял очень большое внимание. В его рассказах, очерках, повестях, поэмах и романах встречаются различные виды портретов. Особого внимания заслуживают художественные средства, какие использует писатель для передачи интимных душевных пере- живаний. Это не характеристика автора, не высказывания героев о самих себе, а это преимущественно внешние проявления мыслей и чувств героев: выраже- ние лица, поза, движение. Рассмотрим то, как какую роль играет портрет в соз- дании женских образов на примере произведения «Отцы и дети». В данном романе замечательны женские портреты. В них нет ярких, насы- щенных красок, четких, законченных линий: полутона и легкие штрихи – это характерные черты тургеневского стиля. Великолепен по своей живописности портрет Фенечки. Это милая, застен- чивая и простодушная молодая женщина, аккуратная и опрятная. Черты эти подчеркнуты в описании её внешности. Необходимую законченность портрету здесь придает то впечатление, которое производит на присутствующих ее появ- ление: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и неж- ными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поста- вив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=