Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

82 А. Н. Галанцева Факультет психологии, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Мышление отражает предметы и явления действительности в их сущест- венных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственно- го познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Мыш- ление неразрывно связано с речью. Слово помогает назвать признак или свой- ство объекта. В речи оформляется процесс рассуждения. Психологический портрет детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня характеризуется всепроникающим влия- нием речевого недоразвития на формирование высших психических процессов. Наблюдается отставание в психологическом развитии от нормально развиваю- щихся сверстников. Отмечается неготовность к школьному обучению. Словесно-логическое мышление детей, имеющих речевые нарушения, в том числе ОНР III уровня, имеет некоторые особенности: несформирован- ность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и т. д. Вербальное мышление у таких детей нарушается в наи- большей степени, что обусловлено спецификой психического развития в услови- ях их дефекта. Уровень развития словесно-логического мышления у детей с ОНР III уровня в целом ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. В младшем школьном возрасте указанные нарушения создают существен- ные трудности в школьном обучении детей с ОНР III уровня. В связи с этим ра- бота по развитию процессов словесно-логического мышления у детей данной категории становится важным условием их успешного школьного обучения. Нами было проведено исследование возможностей работы по коррекции и развитию словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР III уровня. В исследовании приняли участие 7 детей с ОНР III уровня в возрасте 7 лет. На констатирующем этапе с помощью комплекса диагностических мето- дик, в который вошли методика «Исключение понятий», «Понимание перенос- ного смысла метафор, пословиц и поговорок», «Нахождение аналогий», «Выде- ление существенных признаков понятий» и методика исследования вербального мышления Я. Йерасика, нами был выявлен уровень развития сло- весно-логического мышления у принявших в исследовании младших школьни- ков. По итогам диагностики нами была составлена и апробирована программа по развитию словесно-логического мышления у детей с ОНР III уровня млад- шего школьного возраста, после чего был проведен контрольный диагностиче- ский срез. Полученные нами данные были проанализированы. По итогам исследования нами были получены следующие результаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=