Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

80 ское здоровье детей, диктует необходимость разработки научно-обоснованных здоровьесберегающих педагогических технологий. В раннем онтогенезе вме- шательства профилактического, терапевтического и педагогического характера снижают неблагоприятные средовые воздействия на организм и психику раз- вивающегося ребенка (Ю. Е. Вельтищев, Е. А. Калюжный, Г. Н. Ларионова, Е. А. Володина и др.) [2]. В ряде исследований особое значение в сохранении и укреплении физиче- ского и психическо здоровья детей отечественные психологии и педагоги отво- дят физическому воспитанию. Физические упражнения, воздействуя на нервно- психическую, эндокринную, дыхательную системы мобилизуют духовные и физические силы для сохранения здоровья ребенка [9]. Оздоровлению детей дошкольного возраста способствуют также гигиени- ческие факторы, естественные силы природы. Гигиенические факторы вклю- чают: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания, гигиену одежды, обу- ви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий. Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки. Полноценное здоровье невозможно также без правильного, научно обоснованного, полноценного питания. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода), способствуют повы- шению функциональных возможностей, работоспособности, закаливанию ор- ганизма. Использование природных факторов в сочетании с физическими уп- ражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка. Наилучший оздоровительный эффект достигается при правильном плани- ровании физической нагрузки. Она должна быть адекватной состоянию здоро- вья возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. При подборе физи- ческих упражнений следует стремиться к более широкому использованию упражнений циклического характера. Обязательными составляющими оздоро- вительных физкультурных занятий являются: оздоровительный бег, ходьба, плавание, ходьба на лыжах упражнения на развитие координации движений, расслабление, профилактику осанки, дыхание, подвижные игры в сочетании с закаливающими и гигиеническими процедурами [1, 4, 9]. Важным направлением оздоровительной работы является формирование у детей знаний о здоровом образе жизни. Дошкольники не только способны усво- ить знания о пользе для здоровья физических упражнений, соблюдения правил личной и общественной гигиены правила занятий, но и осознанно применять их [6]. Обобщая сказанное выше, позвольте констатировать следующее. Во-первых , проблема полноценного здоровья ребенка должна быть выдвинута педагогиче- ской общественностью в качестве приоритетной задачи дошкольной педагогики, поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы физического, психи- ческого и психологического здоровья. Во-вторых , насущной психологической и педагогической проблемой является не только восстановление значения физиче- ского воспитания в формировании крепкого физического здоровья детей, но и приобретение им качественно нового статуса – средства формирования у детей потребности в полноценном здоровье, ответственного отношения к нему.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=