Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
79 Е. Ю. Гайдаш Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. И. Родин ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В последние годы в России наблюдается ухудшение физического и психи- ческого здоровья детей дошкольного возраста. Только треть детского населения можно признать физически здоровыми, у остальных детей наблюдаются раз- личные функциональные нарушения и хронические заболевания. Тревожная статистика усугубляется увеличением числа психических расстройств, сниже- нием возраста заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, эмунной, эн- докринной систем, психических расстройств, негативной тенденцией увеличе- ния детей с патологией зрения, дефектами речи, нарушениями физического развития [3, 7, 8]. В связи с этим, осмысление феномена полноценного здоровья ребенка, факторов обусловливающих его сохранение и укрепление в раннем и дошколь- ном возрасте представляются нам актуальной задачей психологии здоровья, детской психологии и дошкольной педагогики. Изучению здоровья детей посвящены работы известных отечественных ученых: И. Э. Александровой, М. В. Антроповой, Н. М. Безруких, С. М. Громба- ха, Т. А. Изотовой, В. В. Калиберного, А. Г. Сухарева, O. A. Фуфаевой, М. Г. Шандала и других. Физическое здоровье в отечественной медицинской науке понимается как состояние организма человека, характеризующееся воз- можностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленности орга- низма к выполнению физических нагрузок. Показателями физического здоровья являются: устойчивость организма к воздействию негативных средовых факто- ров, физическое развитие, функциональное состояние организма, его резервные возможности, отсутствие или наличие простудных и хронических заболеваний. Психическое здоровье детей дошкольного возраста исследовалось И. В. Журавлевой, H. H. Куинджи, В. Р. Кучма, A. Н. Леоновым, В. И. Мака- ровой, И. В. Пляскиной, O. A. Фуфаевой, К. В. Шевкуненко, A. A. Юриной, H. H. Хасановой, И. В. Дубровиной. Оно понимается как составляющая полно- ценного здоровья человека, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать потенциал своего развития, справиться с жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно участвовать в жизни общества [5]. Ос- нову психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ре- бенка на каждом возрастном этапе. Многофакторная этиология нарушения здоровья детей, быстро меняющая- ся степень взаимодействия и взаимосвязей социально-гигиенических, биологи- ческих, экологических и других факторов, влияющих на физическое и психиче-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=