Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

76 Реализация этих принципов имеет место на лексическом и грамматическом уровнях языка. М. Н. Володина, изучая лексические приемы воздействия на сознание, относит к ним: 1) лексико-семантическую вариативность (синонимию), при которой авто- ром манипулятивного текста выбирается слово, наименее подходящее по зна- чению семантическому ряду, например, «amazing» вместо «extraordinary», «concept» вместо «idea»; 2) использование эвфемизмов, например, «the dead» вместо «corpses», и дисфемизмов, например, «to croak» вместо «to die»; 3) изменение ассоциативного ряда слова путем использования эпитетов, повторов, например, «For glances beget ogles, ogles sights, sights wishes, wishes words, and words a letter», «abject poverty», «cut-throat competition»; 4) упрощение преподносимой информации, использование меньшего ко- личества фактов и научной терминологии; 5) использование ссылок на авторитетное мнение с целью убедить читате- ля в правильности выбора; 6) приведение примеров в виде штампов, универсальных истин, которые могут быть ложными «every family must have at least two children»; 7) употребление метафор с целью формирования более яркой картины действительности в сознании реципиента, например, «after a while you will feel the expected tranquility and calmness of your life»; 8) применение категории модальности, позволяющей объекту воздействия представить событие как реальное «you must be able to realize it» [Володи- на, 2001]. К синтаксическим средствам манипуляции сознанием, немецкий ученый и философ Х. Вайнрих относит следующие приемы: 1) повторы при описании событий или явлений, например, «will you listen to me, will you follow me, will you reach success?»; 2) градации, позволяющие в какой-то степени изменить ассоциативный ряд того или иного слова, например, «you will be a rich, powerful, outstanding person» 3) параллельные конструкций, позволяющие разграничить план выраже- ния и план содержания, например, «try not to eat this, escape to buy that, try to follow this» [Вайнрих, 2006]. От правильности выбора языковых средств зависит может ли автор дос- тигнуть своей главной цели — воздействовать на читателя, изменить его убеж- дения и вызвать нужную манипулятору ответную реакцию. Ярким примером широкого использования средств языкового манипули- рования являются работы по психологии, особенно психологии личности и со- циальной психологии. В частности, книга американского исследователя Р. Чал- дини «Психология влияния» («Influence. The Psychology of Persuasion»), будучи апогеем его творчества в сфере психологии, раскрывает способы воздействия на людей при помощи манипулятивных технологий и фраз. Благодаря этой книге в сознании многих людей закладываются определенные приемы языково- го манипулирования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=