Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

75 Таким образом, согласно точке зрения А. К. Бакирова правильное соот- ветствие плана выражения и плана содержания включает в себя не только пра- вильную подачу информации, но и искажение фактов, то есть своего рода об- ман читателей. К числу языковых средств, способствующих «искажению фактов» Р. Бендлер и Дж. Гриндер относят: 1) употребление простых опущений типа «I don`t know», «I am afraid», в случае отсутствия информации о человеке, предмете, явлении; 2) использование неполных сравнений, в ходе которых то, с чем автор сравнивает тот или иной процесс или явление подсознательно возникает в соз- нании читателя, но в тексте не упомянут, например, «more», «the richest»; 3) употребление безличных и неопределенных местоимений, таких как «anybody», «someone» с целью затуманивания сознания читателя; 4) применение неконкретных глаголов для описания неконкретного дейст- вия, отсутствие ссылки на сам процесс, например, глаголов «to seem», «to demonstrate», фраз «I have won», «it causes harm»; 5) использование обобщенных суждений без ссылки на конкретные дан- ные – «evidently, it is not so», «it turned out to be not enough»; 6) применение технологии чтения мыслей, в ходе которой автор может до- гадываться о мыслях читателя, но не сообщает ему об этом напрямую, напри- мер, «You are likely to suppose»; 7) использование причинно-следственных отношений при описании предме- тов или явлений при помощи фраз «because of this», «if you do this, I will do that»; 8) употребление в речи комплексных эквивалентов, связанных с прирав- ниванием какого-либо внешнего аспекта поведения к внутреннему состоянию, например, «it means», «therefore»; 9) применение пресуппозиций, т.е. допущений, не подвергаемых сомне- нию, к примеру, «The Universe is friendly and full of resourses»; 10) использование квантов общности для универсальных обобщений, та- ких как «all blonds are silly», «all Germans are greedy»; 11) употребление модальных операторов «need», «must», «should», на- правленных на регуляцию образа мыслей читателя; 12) использование речевого перформатива, речевого акта, схожего с по- ступком, в правильности которого убежден сам автор, при отсутствии ссылки на источник, например, «every man must serve at the army»; 13) применение метафор для повышения экспрессивности, например, «eyes never lie», «children are flowers of life» [Бендлер, Гриндер, 1995]. Анализ данной классификации средств языкового воздействия свидетель- ствует о том, что лингвистические средства манипуляции сознанием обширны и многогранны, зависят от конкретной ситуации и личности реципиента. По мнению А. А. Любимовой, современный манипулятивный язык строит- ся на двух базовых принципах: референции и композиции. Референция позво- ляет установить истинность или ложность высказываний путем сопоставления плана выражения и плана содержания. Композиция представляет собой груп- пировку языковых структур, необходимую для правильного воздействия на ре- ципиента [Любимова, 2006, 30].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=