Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

74 И. А. Волоха Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Родионова ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ РЕЦИПИЕНТА В настоящее время роль языка весьма многогранна. Согласно точке зрения русского литературоведа, академика АН СССР, В. В. Виноградова, языку при- сущи не только функция сообщения информации, но и функция обобщения, то есть обмена сообщениями, а также функция воздействия, связанная с измене- нием стиля поведения человека при помощи убеждения посредством речевых средств [Виноградов, 2005]. Для реализации последней перед автором текста стоит ряд задач, связанных с отбором формулировок оптимальных для воздей- ствия на читателя, убеждения его в правильности приводимых данных. Однако восприятие человеком получаемой информации во многом обусловлено ранее сформированной системой ценностей и моральных установок, повлиять на ко- торые весьма сложно. В связи с этим многие ученые лингвисты (И. В. Арнольд, В. А. Кухаренко, В. Е. Чернявская, И. Ю. Логинова) наряду с психологами, ра- ботающими в сфере нейролингвистического программирования (Р. Бендлером, Дж. Гриндером, Фр. Пьюселиком), продолжают изучать проблему отбора язы- ковых методов воздействия на читателя, позволяющих успешно реализовать намеченные автором текста цели. Заинтересовать читателей и удержать их внимание отнюдь не легко. С этой целью, по мнению И. В. Арнольд, авторы текстов прибегают к использованию различных средств выдвижения (повторов, сцеплений, конвергенций и обману- того ожидания), а также к такой организации текстовых средств, которая спо- собствует выделению основных мыслей текста, в частности к правильной рас- становке сильных позиций текста [Арнольд, 2002]. Таким образом, говоря о воздействии на читателя нельзя недооценивать роль плана выражения. При этом именно степень соотношения плана выражения и плана содержа- ния обуславливают определенное воздействие на реципиента. В конце XX века один из основателей нейролингвистического программирования, Р. Бендлер, в своей книге «Создание убеждений» вводит понятие «метамодель». Данная модель представляет собой отделение плана выражения от плана содержания. В этой связи Р. Бендлер говорит о так называемых «глубинных» и «поверхно- стных» структурах. Первые связаны с планом содержания, а вторые с планом выражения, который наиболее оптимально помогает смоделировать убеждения. С точки зрения автора, такая организация повествования делает возможным обнажить скрытые желания и страхи человека [Бендлер, 1994]. Позднее его по- следователь А. К. Бакиров выявил, что переход от глубинных структур к по- верхностным связан с выполнением ряда условий, а именно опущением данных из плана содержания; искажением информации и ее структуры при описании ситуации; сравниванием и систематизацией новой информации с уже ранее имеющейся [Бакиров, 2006, с. 46].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=