Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

69 Е. Ю. Васильева Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Степанова ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ На сегодняшний день среди молодежи резко усилился нигилизм, демонст- ративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, часто и в край- них формах стали проявляться жестокость и агрессивность, возросла преступ- ность. Около 70 % преступлений совершается лицами до 30 лет. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экс- тремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления. Проблема «трудных» подростков является одной из центральных психо- лого-педагогических проблем. Для таких подростков характерно девиантное поведение, которое не согласуется с нормами общества. Причина девиантного поведения может иметь патологическое и непатологическое происхождение, в частности девиантное поведение может определяться интеллектуальными на- рушениями, в том числе и задержкой психического развития. Задержка психического развития – это органическое нарушение, приводя- щее к темповому отставанию развития детей и подростков, что ведет к наруше- нию разных сторон личности, что может послужить предпосылкой девиантного поведения. Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происхо- дящих общественных процессов, но и знать норму патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений наруше- ния поведения, возрастные особенности психики, основные причины появления девиантного поведения у подростков. Целью исследования является выявление причин девиантного поведения под- ростков с задержкой психического развития и поиск способов его профилактики. Мы предполагаем, что для подростков, склонных к девиантному поведе- нию, характерны такие нарушения, как эмоциональная неустойчивость, агрес- сия, выраженная акцентуация. Для исследования выбраны следующие методики: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению», проективная методика «Несущест- вующее животное», «Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера», «Диагностика показателей и форм Басса-Дарки». Данные ме- тодики позволяют исследовать склонность к различным формам девиантного поведения, личностные особенности, самооценку, тип акцентуаций характера, склонность к психотизму и нейротизму, эмоциональную устойчивость, склон- ность к агрессии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=