Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
62 является "системой с рефлексией": ученые не только познают те или иные фе- номены, но и стремятся рефлексивно осознать сам процесс познания. В послед- нем всегда присутствует неустранимый слой неявного, фонового знания и опы- та. Сделать его явным, осознанным путем раскачивания привычных смысловых конструкций, рассмотрения явлений в нестандартных, экстремальных вообра- жаемых ситуациях и аспектах – главная задача МЭ. Они дают не приращение какого-то конкретного знания, но нечто не менее ценное, а именно видение фактов в некоторой новой перспективе. Если эта перспектива оказывается пло- дотворной и подкрепляется обычными экспериментами и теориями, то это кос- венно свидетельствует о достоинствах того или иного МЭ и его вкладе в разви- тие познания»[3]. Хотя не стоит преувеличивать роль умственных экспериментов там, где возможна экспериментальная проверка положений теории, нельзя недооцени- вать эту роль в тех областях знания, где роль эксперимента весьма ограниченна. В частности, когда речь идет о моделировании сознания, огромная сложность исследуемой системы не позволяет использовать стандартную парадигму соот- ношения эксперимента и теории, поскольку, с одной стороны, имеет место не- доопределенность теории экспериментальными данными, и с другой – теорети- ческая нагруженность экспериментов. В такой ситуации часто невозможно провести разделительную черту между концептуальными предпосылками тео- рии и экспериментальными данными. Именно в такой ситуации важно исполь- зовать умственные эксперименты. Литература 1. Новейший философский словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. Интернет ресурсы 2. Стэндфордская энциклопедия философии. – URL: http://plato.stanford.edu/ (дата обращения: 19 апреля 2015). 3. Филатов, В. П. Априорное знание и мысленные эксперименты / В. П. Филатов. – М.: Ин-т философии Рос. акад. – URL: Наук http://iph.ras.ru/ (дата обращения: 19.04.2015).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=