Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

61 А. О. Бурмистрова Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева РОЛЬ МЫСЛЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ФИЛОСОФИИ Мысленные эксперименты (МЭ) широко распространены в физике, реже они встречаются в других науках, однако в философии в последние десятилетия они получили широкое распространение. Что они дают, какова их ценность для научного познания? В частности, можно ли с их помощью получать новое зна- ние, т. е. априорное синтетическое знание, поскольку МЭ являются теоретиче- скими построениями и проводятся лишь в воображении. В. Л. Абушенко: "МЭ – особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно условно задаваемых ситуациях"[1]. Дж. Р. Браун: "МЭ – это средство исследования при- роды при помощи воображения"[2]. В первой формулировке явно утверждает- ся, что МЭ может давать новое знание. Во второй характерно слово "исследо- вание": вряд ли стоит исследовать природу без надежды получить какое-то приращение знания. МЭ – это прежде всего именно эксперимент, хотя и ментальный. В нем вводятся конкретные искусственные условия, изолируются нерелевантные фак- торы, происходит манипуляция с конкретными вещами. МЭ должен отличаться интерсубъективностью: его идеализации и общий дизайн должны быть ясно из- ложены, чтобы ситуацию мог воспроизвести и продумать любой достаточно квалифицированный человек. Также в МЭ важно ограничение воображения принудительным полем законов и фактов, установленных в науке, а также пра- вилами логики. Важно также, что МЭ, как и реальный, задает определенный вопрос, на который должен следовать достаточно однозначный ответ – типа "да" или "нет". Во многом определенность такого ответа побуждает предполагать, что он может дать априорное синтетическое знание. В литературе обычно различают следующие виды МЭ: критические, кон- структивные (эвристические) и конструктивно-критические МЭ. В последних опровержение прежней теории сопровождается выдвижением и обоснованием нового положения. К этому типу относятся, например, "лифт" Эйнштейна (с помощью которого, как обычно утверждается, он доказал эквивалентность сил гравитации и инерции) и "связанные падающие тела" Галилея. В. П. Филатов говорит следующее: «Основная роль мысленных экспери- ментов состоит не в "исследовании природы" и не в производстве достоверного знания с помощью лишь карандаша и бумаги, но в прояснении и анализе наших способов воспринимать и мыслить реальность. Эти эксперименты позволяют проверять и расширять наше рефлексивное понимание используемых в повсе- дневном опыте и в научном познании концептуальных средств и схем. Наука

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=