Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

55 Результаты, полученные с помощью методики «Определение уровня моти- вации учащихся», свидетельствуют о том, что у 45 % обследуемых преобладает нормальный уровень школьной мотивации, у 43 % выявлен сниженный уровень школьной мотивации и у 12 % обследуемых преобладает низкий уровень учеб- ной мотивации, из чего можно сделать вывод о низкой сформированности школьной мотивации. По данным, полученным с помощью методики «Направленность на приоб- ретение знаний» у 56 % обследуемых выявлен средний уровень выраженности школьной мотивации, у 22 % – высокий уровень выраженности школьной мо- тивации, и низкий уровень выраженности школьной мотивации выявлен у 22 % обследуемых. Полученные данные являются показателем недостаточной сфор- мированности учебной мотивации. Данные, полученные с помощью методики «Лесенка побуждений», пока- зали что у 56 % обследуемых доминирующим является познавательный мотив в учении, у 34 % – отмечается гармоничное сочетание познавательных и соци- альных мотивов, и у 10 % доминирует социальный мотив в учении. Таким образом, опираясь на результаты, полученные в ходе реализации диагностической программы, можно сделать следующие выводы об особенно- стях сформированности школьной мотивации младших школьников с наруше- нием речи: 1. Общий уровень выраженности школьной мотивации у этих учащихся находится на сниженном, реже на среднем уровне. Это говорит о недостаточ- ной сформированности у них умения учиться и получать знания; 2. У этих детей отмечается выраженная школьная тревожность, что харак- теризуется несформированность положительного отношения к учителю, к од- ноклассникам и к обучению в целом; 3. Познавательная (учебная) мотивация выражена у младших школьников с нарушением речи недостаточно для данного возраста. Гораздо более сильно 4. у них преобладают социальные мотивы. Это говорит о неполной сфор- мированности школьных мотивов. Литература 1. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Ма- тис, А. Б. Орлов. – М., 2011. 2. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Ма- тюхина. – М.: Педагогика, 2013. 3. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2012.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=