Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

54 Е. А. Бочкова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Изучение проблемы мотивации младших школьников занимались многие, как отечественные, так и зарубежные, педагоги и психологи. Среди них такие известные ученые как А. К. Маркова, А. Б. Орлов, А. А. Леонтьев, Л. И. Божо- вич, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, К. Левин, Х. Хекхаузен, Дж. Холл, З. Фрейд. Своеобразие дефекта при нарушении речи определяет специфику личности детей младшего школьного возраста данной категории и их поведенческих ре- акций. Анализ специальной литературы показал, что, развитие и формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи, подчиняясь общим закономерностям формирования личности, имеет свои спе- цифические особенности [3, с. 48]. Для изучения специфических особенностей развития мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи было проведено иссле- дование. Одним из аспектов этого исследования явилось составление и апроба- ция диагностической программы, направленной на изучение мотивации млад- ших школьников с нарушением речи. Разработанная диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург), «Рисунок школы» (А. И. Баркан), «Определение уровня мотивации учащихся» (Н. Г. Лусканова), «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова), «Лесенка побуждений». Исследование проводилось на базе ГОУТО "Новомосковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, вос- питанников с ограниченными возможностями здоровья". В исследование при- няло участие 9 учащихся 8–10 лет с нарушением речи. В ходе проведения диагностической программы были полученные сле- дующие результаты: По данным, полученным с помощью методики «Определение мотивов учения» у 56 % обследуемых преобладает сниженный уровень школьной моти- вации, у 33 % – нормальный уровень школьной мотивации, и у 11 % – низкий уровень школьной мотивации. Так же у 33 % обследуемых ведущим является мотив получения оценки, у 23 % – социальный мотив, у 22 % – учебный мотив, у 11 % – внешний мотив и у 11 % преобладает игровой мотив. Исследование с помощью методики «Рисунок школы» показало, что у 56 % обследуемых присутствует тревога по поводу школьного обучения, у 22 % обследуемых отмечается эмоционально благополучное отношение к школе, у 22 % отмечается выраженный страх перед школой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=