Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
5 женной на картинке даже при помощи наводящих вопросов. 30 % детей адек- ватно распознают и называют эмоциональное состояние персонажа картинки, но не могут выделить его причин. Для этого им требуется помощь, повторение инструкции к заданию. Исследование восприятия и дифференциации эмоций показало, что дале- ко не все дети могут использовать мимические и пантомимические вырази- тельные средства для произвольной передачи эмоциональных состояний. Поч- ти все дети справились с заданием изображения веселого мальчика/девочки (8 из 10 детей). Ярко передать эмоцию печали удалось половине испытуемых. Показать испуг и сердитого мальчика/девочку, используя мимику и пантоми- мику, смогли только 20 % детей. Выразительный показ удивления для детей этой группы оказался совсем не под силу. Дети, хотя и пытались изобразить удивление, практически не смогли передать движениями и мимикой данное эмоциональное состояние. Никто из детей не справился с заданием «Вербализация эмоций». Полу- ченные результаты свидетельствуют о том, что дети плохо владеют интонаци- онной эмоциональной выразительностью, с трудом понимают, в чём специфика различных эмоциональных интонационных конструкций, не осознают, что го- лосом можно выразить эмоциональное состояние и не дифференцируют просо- дические средства эмоциональной экспрессии. Результаты выявления степени развития эмоциональной восприимчивости свидетельствуют о том, что большая часть детей не может опознать и продемон- стрировать все предложенные эмоции. Рисунки с изображением эмоций были более доступны для понимания, чем эмоциональные состояния, представленные на схемах. Следует отметить тот факт, что среди испытуемых выделялись дети, которые, несмотря на ошибки, совершаемые в процессе выбора соответствую- щей карточки с изображением заданной эмоции, быстро подключались к переда- ваемой эмоции и правильно транслировали ее через невербальный канал. Обследование особенностей выражения эмоциональных состояний ребен- ка показало, что далеко не все дети исследуемой группы могут использовать мимические и пантомимические выразительные средства для передачи эмоцио- нальных состояний. Большинство детей продемонстрировали неполное (мими- ка) выразительное воспроизведение образа эмоций. Полное (мимика и панто- мимика) выразительное воспроизведение образа всех предложенных эмоций не удалось никому. В ходе выявления представлений родителей об особенностях эмоциональ- ного развития ребенка выяснилось, что не могут дать оценку эмоциональной напряженности ребенка 60 % родителей. Своего ребенка как эмоционально возбудимого оценили 20 % опрошенных. При этом родители отметили, что эмоциональная возбудимость проявляется в ярком кратковременном эмоцио- нальном всплеске, который сопровождается повышенной двигательной актив- ностью. Эмоциональную заторможенность у детей отметили также 20 % рес- пондентов, она выражается в частичном отсутствии эмоциональных реакций, отказом от речевого общения, контакте детей лишь с теми людьми, которые им симпатизируют.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=