Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

492 возраста. Ее цель заключается в создании благоприятных условий и предпосы- лок для развития игровой деятельности старших дошкольников. Экспериментальная деятельность осуществлялась в течение шести меся- цев. В программе материал распределен концентрическим способом. Данный способ построения программы допускает один и тот же игровой материал ис- пользовать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обога- щением его содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей. В основу программы легли разработанные занятия, которые имеют свою структуру построения и четко определенные задачи. Содержание программы составили игры и игровые упражнения, направленные на развитие общей осве- домленности, восприятия, внимания, творческих способностей, фантазии, речи, а также определенных личностных качеств (самоконтроля, самоорганизованно- сти, коммуникативных и нравственно-волевых навыков). Суть программы заключалась в совместных играх взрослого и детей. Что- бы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывал жизненные ситуации, привлекая дошкольников к активному участию. Он стимулировал де- тей к использованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. В игре активно использовалась речь. Это помогало созданию образа (каша вкусная; зайка любит морковку; молодец мишка – вытер рот салфеткой!). Показывали инсценировки с использованием настольного, кукольного театров, сюжетно-дидактические игры способствовало уточнению представлений ребенка, формированию умения следить за дейст- виями взрослого, слушать объяснения. Структура занятий включала: – введение в игровую ситуацию и мотивационная игра; – постановку проблемы, создание затруднения в игровой ситуации; – совместный поиск выхода из затруднения и разрешение проблемы; – самостоятельное применение вновь полученных выводов в других ситуациях; – повторение и развивающие задания; – подведение итогов, оценка деятельности детей. Для изучения влияния экспериментальной программы на развитие сюжет- но-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста на базе муниципально- го дошкольного образовательного учреждения № 88 – детский сад общеразви- вающего вида г. Тулы был организован и проведен формирующий психолого- педагогический эксперимент. Для изучения уровня развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном воз- расте использовалась комплексная методика Д. Б. Эльконина «Особенности сюжетно – ролевой игры»[5]. Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента свидетель- ствует о том, что педагогическое руководство игровой деятельностью оказало стимулирующее влияние на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Оно заключалось в следующем: – в знакомстве с окружающим миром и обогащение реального опыта и деятельности детей;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=