Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

491 М. Г. Юдина Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. И. Родин ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Сокращение периода дошкольного детства, отсутствие практического уча- стия взрослых в игровой деятельности детей приводит к тому, что в играх со- временных дошкольников преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Большинство детей к концу дошкольного возраста остаются на первом уровне развития игры, содержанием которого являются игровые действия. В свою оче- редь низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры тормозит полноценное развитие произвольного поведения детей, ведет к социально-личностному не- доразвитию ребёнка. Неразвитая сюжетно-ролевая игра не может выполнять функции ведущей деятельности (О. В. Гударева [4]). Между тем, именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет фор- мирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыс- лы, побуждающие к деятельности (JI. C. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леон- тьев, Л. С. Славина, Ф. И.Фрадкина, Д. Б. Эльконин и др.) [1, 2, 3, 4, 5]. В связи с этим, на наш взгляд, основным направлением педагогической ра- боты в дошкольных образовательных учреждениях должно быть руководство процессом развития детской игры, включая формирование у ребенка представ- ления об окружающем мире, разнообразные предметно-игровые действия и т. д. Воспитатель, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особен- ности детей способен смоделировать психолого-педагогические условия разви- тия сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве. Целью нашего исследования было изучение психолого-педагогические ус- ловий развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа научно-методической литературы по проблеме исследо- вания выявлена сущность игры как ведущей деятельности, которая состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности дея- тельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. В сюжетно-ролевой игре ребёнок ориенти- руется в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой дея- тельности. На этой основе у него формируется стремление к общественно зна- чимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению. Опираясь на материалы Л. Б. Баряевой, положения теории Л. С. Выготско- го, научные идеи развивающего обучения Д. Б.Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца мы разработали экспериментальную модель педагогического руко- водства процессом развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=