Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

490 самоуважения, агрессивности и обостренным чувством тревожности. Все вы- шеперечисленное обусловлено определенной родительской позицией или уста- новками. Различные родительские позиции оказывают непосредственное влия- ние на эмоциональное развитие подростков, а также формирование социальной активности и личностных особенностей. В ходе нашего исследования было выявлено, что предпочтительным сти- лем воспитания является демократический стиль, в максимальной степени спо- собствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициа- тива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них (и в них и происходящий) вос- питательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и ра- ционально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощре- нием их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых – истиной в последней инстанции. При авторитарном стиле воспитания, общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и непривет- ливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Данный стиль встречается в современных семьях реже. И наконец попустительский стиль воспитания ,как правило родители не склонны контролировать детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится не требуя от них ответственности и само- контроля. Данного стиле воспитания придерживаются лишь единицы. Стиль родительского воспитания зависит от особенностей личности роди- телей, эмоционального принятия или отвержения ребенка, степени контроля и выраженности стремления к социальной желательности. Таким образом исследования эмоциональной сферы подростков показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных так и отрицательных эмоций. Родители же должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности подростков, готовность к сознательному поиску наи- более эффективного стиля его индивидуального воспитания. Эффективность родительских требований или ограничений к подросткам отчасти обусловлены тем, насколько сформированы эмоциональные привязанности между родителя- ми и подростками. Литература 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. 2. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / В. Н. Мяси- щев; Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1995. 3. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Толовей, Е. Ф. Ры- балко. – СПб.: Речь, 2001. – С. 551–553.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=