Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

488 А. М. Эуриева Факультет психологии, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. А. Черкасова ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ре- бенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей после- дующей жизни. Важность семьи как института социализации обусловлена еще и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов со- циализации не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы лично- сти ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформиро- вался как личность. По мнению А. С. Макаренко «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социа- листического общества, является прежде всего большим делом, имеющим го- сударственное значение». Формирование личности особенно активно идёт именно на стадии раннего онтогенеза (детство и отрочество). Влияние семьи в этот период особенно ре- зультативно (как положительно, так и отрицательно). Ценностные поведенче- ские установки, приобретённые в подростковом возрасте, у многих людей со- храняются на долгие годы. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоцио- нальности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос. Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нару- шения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неус- певаемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т. д. Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных за- рубежных авторов таких как Анохин П. К, Грецов А. Г., Дерманова И. Б., Ильин Е. П., Казанская В. Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А. А., Рубинштейн С. Л и др. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержан- ный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=