Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
486 Т. В. Шурыгина Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание подчиняется распорядку учебной деятельности, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее инте- ресно, но обязательно для него как для ученика. Поэтому развитию внимания в дошкольном возрасте должно уделяться большое внимание. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состоя- ние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельно- сти. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент време- ни становятся осознаваемыми в течение определенного периода времени. Внимание и все другие психические процессы в дошкольный период претер- певают существенные изменения, обусловленные качественными преобразования- ми мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды дея- тельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Суть вопроса в том, что в старшем дошкольном возрасте происходит развитие произвольного внимания, что является особенно ак- туальным в связи с поступлением ребенка в школу, ведь внимание является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Однако у детей с ЗПР развитие внимания имеет свои проблемы. Это обусловлено тем, что задержка психического развития проявляется в замедлении темпа развития психики ребенка, которое выражается в недоста- точности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Все это приводит к тому, что у детей с ЗПР начинает отставать в развитии внимание, его объем и концентрация, переключение, распределение. Обуслов- лено в свою очередь и отставание в развитии восприятия, мышления, памяти и других высших психических познавательных процессов. Именно эти особенности и определяют актуальность исследования и опреде- ляют проблему развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Для решения поставленной цели была разработана диагностическая про- грамма в которой были использованы методики: «Найди и вычеркни» Т. Д. Марцинковской, «Проставь значки» Р. С. Немова (модификация метода Пьерона - Рузера), «Запомни и расставь точки» Р. С. Немова, «Перепутанные линии » Рея (модификация теста Рисса), тест «Найди отличие» О. Н. Земцовой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=