Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

484 М. Ю. Шумилёва Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дошкольное детство представляет собой период интенсивного развития всех познавательных процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающим миром. Важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе обучения и развития, является память. Память – форма пси- хического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последую- щем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. [2] У ребенка в период дошкольного детства развиваются такие психические процессы как восприятие, мышление, внимание, а также устная речь и эмоцио- нально – волевая сфера. И все это предполагает работу памяти. Без нее не воз- можно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружаю- щим, не возможна и его деятельность. Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Память включена в общую способность к обучаемости и является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллекту- альных умений». Одним из центральных вопросов интеллектуального развития детей дошкольного возраста является вопрос о развитии памяти ребенка. Па- мять в жизни человека играет важную роль. Все что мы умеем, знаем, является следствием способности мозга сохранять и воспроизводить образы, предметы, движения, мысли, пережитые чувства и события. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденно- го, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. [3] Развитие памяти у старших дошкольников, также как и развитие других психических процессов, происходит в ходе учебно – познавательной деятель- ности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во мно- гом зависит и характер памяти. В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного запоминания к произвольному, активному запоминанию. Для детей становятся доступны элементы логического запоминания. В этом возрасте хорошо сфор- мирована наглядно-образная память. Исследования проводилось на базе муниципального бюджетного образова- тельного дошкольного учреждения № 125 – детский сад комбинированного ви- да г. Тулы. Нами была подобрана диагностическая программа, направленная на изучение особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста. В выборку вошли 10 детей 5–6 лет. Для исследования памяти использовались следующие методики: «Запоминание картинок и предметов (Н. Я. Чутко)», «За- помни пару (Р. С. Немов)», «Метод заучивания 10 слов (А. Р. Лурия)», «По-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=