Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

479 В исследовании применялись методы: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по про- блеме проявления детской лжи у детей младшего школьного возраста. 2. Констатирующий эксперимент. 3.Методы обработки данных: количественный и качественный анализ по- лученных результатов. В диагностическую программу вошли следующие методики: тест школь- ной тревожности Филиппса, методика «Скульптура», диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, «Социометрия» Дж. Мо- рено (в адаптации Я. Л. Коломинского). Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 51 г. Тула. В исследо- вании принимали участие младшие школьники с нарушением зрения. Для выявления детской лжи у младших школьников нами выделены сле- дующие параметры: • уровень школьной тревожности (т.к. учебная деятельность является ве- дущей в этом возрасте); • уровень развития фантазии, воображения (высокий уровень воображения может послужить критерием выявления детской лжи); • уровень самооценки и уровень притязаний (поскольку заниженный уро- вень самооценки и значительный разрыв между уровнем самооценки и уровнем притязаний, говорит о конфликте между тем, к чему стремится школьник, и тем, что он считает для себя возможным, это также может свидетельствовать о склонности ребенка ко лжи); • социометрические позиции (необходимо выявить, какую позициюребе- нок занимает в классе, чтобы понять, может ли неблагоприятный статус повли- ять на стремление приукрасить, солгать). Результаты исследования показали следующее: 1. Общий уровень тревожности, преобладающий в данной выборке – низ- кий, он наблюдается у 70 % класса. Однако наиболее значимыми показателями тревожности в классе являются страх ситуации проверки знаний, страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения. 2. У школьников преобладает высокий и средний уровни фантазии. Это говорит о наличии склонностей ко лжи. 3. Самооценка не всегда адекватная. При этом, разрыв уровня самооценки и уровня притязаний говорит о конфликте между тем, к чему стремится школь- ник, и тем, что он считает для себя возможным. 4. В исследуемой группе большинство детей (60 %) имеет благоприятный статус. Однако есть и изолированные члены группы (20 %). Это говорит о не принятии одних и стремлении других оказаться в кругу лидеров и привлечении к себе внимания различными способами, в том числе и ложью. Таким образом, эмпирическим путем установлено, что склонность ко лжи обусловлена возрастными, средовыми и интеллектуальными особенностями. Выявлена взаимосвязь некоторых из причин лжи с повышенной школьной тре- вожностью. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений лживости учащихся, эмпирическим путем установлено, что в их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=