Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

478 Ю. А. Шепилова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Степанова ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛЖИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Ложь является типичной проблемой детства. Любой взрослый может оку- нуться в мир своих воспоминаний и обязательно найдет там что-то, связанное с обманом. Часто разрешение таких ситуаций способствует личностному росту человека. Существует много причин, по которым дети лгут. И не всегда они связаны с желанием ребенка обмануть. Проблемами детской лжи занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Адам А., Алешинцев И. А., Гартьер К., Дубровский Б. И., Знаков В. В., Ильин И. А., Каптерев П. О., Мелитан Л., Мэй М., Преображенский С. А., Се- кацкий А. К., Сосновский А., Хартшорн Х., Шеталова А., Штерн В., Щерба- тых Ю. К., Экман П. и другие. Однако, отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Гегель, Платон и пр.), для других она была моральным грехом (Августин, Аврелий, Кант И. и пр.). Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко определяют лживость как форму пове- дения, направленную на введение других в заблуждение ради достижения лич- ных целей. У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности [3]. Ложь является симптомом неблагополучия в жизни ребенка. Когда ребе- нок лжет, он часто верит себе. Он сопровождает фантазией поведение, прием- лемое для себя. Фантазия становится способом выражения того, что в реально- сти вызывает у него беспокойство [2]. Особую значимость имеют исследования по проблеме возникновения лжи у детей младшего школьного возраста, поскольку именно данная возрастная груп- па через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологи- ческий облик граждан своей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие. Целью нашего исследования является изучение социально-психологи- ческих причин, влияющих на появление лжи у детей с нарушением зрения в младшем школьном возрасте и разработка примерной программы коррекции поведения детей. Мы предполагаем, что знание причин возникновения детской лжи у млад- ших школьников с нарушением зрения будет способствовать ее устранению и более оптимальной организации работы по личностно-нравственному разви- тию, а также лучшего взаимопонимания между взрослыми и детьми младшего школьного возраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=