Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

470 соответствуют возрасту. Дети с ЗПР испытывают трудности активной адапта- ции, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процес- сов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает актив- ность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятель- ности доказывает единство эмоций и интеллекта. Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уро- вень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанными такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Изучение психологических процессов детей с ЗПР, выявление закономер- ностей развития таких детей в различные периоды онтогенеза является первым и важным шагом в построении коррекционных программ, направленных на преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка интеллектуальных нарушений. Цель настоящей работы состояла в том, чтобы изучить познавательную сферу у детей подросткового возраста с ЗПР. Для этого на базе Государствен- ного образовательного учреждения Тульской области «Тульской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» было про- ведено исследование познавательной сферы подростков 9 класса, количеством 8 человек, из них 4 девочки и 4 мальчика, по следующим методикам: 1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга), направленная на опре- деление избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания. 2. Методика Басса-Дарки, позволяющая определить формы агрессивного поведения у детей. 3. Изучение мотивов учения. Методика «Заверши предложение» (М. В. Матюхина), определяющая спектр мотивов учения ребенка. 4. Тест «Самооценка силы воли», предназначенная для обобщения харак- теристики проявления силы воли. 5. Методика «Недостающие буквы в словах», направленная на исследова- ние скорости протекания мыслительного процесса в подростковом и юноше- ском возрасте. Таким образом, оценка внимания (по методике Мюнстенберга) показа- ла, что у 2 (20 %) детей средний уровень концентрации внимания, у 6 (60 %) детей выражена быстрая отвлекаемость, несосредоточенность на задании, низ- кий уровень внимания. Методика Басса-Дарки показала, что у 1 (10 %) ребенка имеется выраженная вербальная агрессия, у 1 (10 %) – чувство вины, у 6 (60 %) – подозрительность, негативизм, раздражение, косвенная агрессия, физическая агрессия. Изучение мотивов учения по методике «Заверши предложение» (М. В. Матюхиной) показало, что у 4 (40 %) детей выражен слабый уровень ин- теллектуального развития, у 4 (40 %) – низкий уровень развития. По тесту «Са-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=