Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

47 ярлык, повешенный на Россию в эпоху «лихих 90-х» и эпоху президентства Б. Ельцина, постепенно исчезает. Это связано, в первую очередь, с возрастаю- щей ролью России как мировой державы, и как результат, стиранием былых стереотипов. «Медвежья метафора» [2], встретилась в анализируемых статьях только один раз. Авторы «Современной политической лингвистики» пишут о многогранности такой метафоры, ее способности характеризовать Россию как с хорошей, так и с плохой стороны. В приведенном ниже примере метафора от- ражает отношение к России как к серьезному и опасному сопернику, которого лучше не раздражать: 7. If you poke the Russian bear with a stick, he will respond. (Independent) Если вы тыкаете русского медведя палкой, он ответит. Таким образом, сравнив исследование общественного мнения англоязыч- ного населения о России, сложившегося после РГК (русско-грузинского кон- фликта) в 2008 году и данное исследование метафорического образа России в статьях англоязычных СМИ, посвященных политике России по крымскому вопросу, можно сделать следующие выводы: – Россия по-прежнему считается агрессором, обидчиком, не считающимся с мировой общественностью; – в формировании современного метафорического образа России ключе- вую роль играет президент В. В. Путин, как «злой гений-захватчик, ведущий свою страну к мировому господству»; – частотность метафорических моделей с 2008 года изменилась: ключевой образ «РОССИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ» уступил место образу «РОССИЯ – АГРЕССОР»; – наблюдается стирание стереотипов-ярлыков о России, закрепившихся за ней в 90-е годы: Россия больше не считается страной пьянства и криминала; – наблюдается постепенное снижение частотности «медвежьей метафоры»: исчезает стереотип о «медведях и балалайке». В заключении необходимо отметить преобладание негативных метафор и образов России в статьях английских и американских газет, что объясняется мировым политическим конфликтом и информационной войной. Позитивные метафоры все же присутствуют, но в гораздо меньшем количестве. Такого рода исследования в период накала отношений между странами по- зволяют изучить стратегию СМИ по ведению информационной войны. Прини- мая во внимание главную функцию СМИ – воздействие на рядовых потребите- лей, становится возможным сделать вывод и об общественном мнении англоязычных читателей. Кроме того, такие исследования позволяют сделать вывод об эффективности работы СМИ в период конфликтов и об их роли в ин- формационных войнах. Литература 1. Будаев, Э. В. Современная политическая лингвистика: Учеб. пособие / Э. В. Будаев, М. Б. Ворошилова, Е. В. Дзюба и др.; Отв. ред. А. П. Чудинов. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=