Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
469 Е. А. Чоговадзе Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Острейшая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с пол- ноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с ЗПР. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно за- держка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внима- ние исследователей к данной проблеме. Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского раз- вития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубов- ский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие ре- комендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т. А. Власовой и Н. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии». Задержка психического развития – наиболее распространенная психиче- ская проблема среди детей. Зачастую ЗПР не является заболеванием и характе- ризуется лишь небольшим отставанием ребенка в развитии. В отличие от оли- гофрении, где психическое, в первую очередь интеллектуальное, развитие имеет выраженный и главное – необратимый характер, при задержке психиче- ского развития речь, прежде всего, идет о замедлении темпа психического он- тогенеза. Кроме того, в отличие от олигофрении, при задержке психического развития нередко доминируют явления не интеллектуального, а эмоционально- го дизонтогенеза – психического (нередко психофизического) инфантилизма. Задержка психического развития или ЗПР есть нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого- педагогический диагноз, ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созре- вания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности. Последняя проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=