Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

462 М. А. Черноморец Факультет математики, физики и информатики, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Динамичные социально-экономические, технические и политические пре- образования, протекающие в современном обществе, заставляют задуматься о будущем нашей страны и молодом поколении. Постоянные изменения де- формируют нравственные ориентиры, подрастающее поколение считают «нравственно глухим», бездуховным, агрессивным, обвиняют в безверии, в от- сутствии творческой самодеятельности, дегуманизации поведения. Даже, не- смотря на санкции со стороны западных стран и США, которые возникли на фоне недавних политических событий, наша молодежь все равно не может от- казаться от атрибутов их массовой культуры. Эта проблема может быть решена при условии формирования у подрастающего поколения настоящих культур- ных, духовных и национальных ценностей. В связи с этим за последнее время заметно возросла потребность российского общества в решении стоящих перед ним духовных задач. Растет интерес к проблеме духовности, ее роли в форми- ровании личности, так как кризис духовности в современном мире приводит к осознанию того, что социальное развитие общества невозможно без духовно- го роста. Исходя из этого современная школа с ее коллективом педагогов, уча- щихся и родителей должна взять на себя функцию эффективного духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, должна подготовить от- ветственного гражданина, который сможет самостоятельно оценивать происхо- дящее и действовать, не пренебрегая интересами людей, которые его окружают. Ведь именно молодое поколение является будущим экономическим, социаль- ным, культурным и духовным потенциалом нашей страны. Мы часто употребляем понятие «духовность». Под духовностью понимают умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и многое другое. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценно- стям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» [2]. Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого высту- пают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи своего внутреннего духовного мира [1]. Понятия духовность и нравственность неотделимы друг от друга. Не обла- дая ими, мы разрушаем свою личность и культуру.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=