Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
456 Для того чтобы выработать у подростка отношение к самому себе, к лю- дям, развить творческие способности, необходимо, чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. По- этому использование задач проблемного характера побуждает учащихся к мыс- лительной активности, к выработке особого типа мышления, к готовности ре- шать более сложные задачи. Например, при изучении темы «Теория вероятностей» девятиклассникам предлагаются задачи следующего типа: – Научная конференция проводится в 5 дней. Всего запланировано 50 док- ладов – первые три дня по 12 докладов, остальные распределены поровну меж- ду четвёртым и пятым днями. Порядок докладов определяется жеребьёвкой. Какова вероятность, что доклад профессора Н. окажется запланированным на последний день конференции [1, с. 12]? – Футбольную секцию посещают 33 человека, среди них два брата – Антон и Дмитрий. Посещающих секцию случайный образом делят на три команды по 11 человек в каждой. Найдите вероятность, что Антон и Дмитрий окажутся в одной команде [1, с. 17]. Немаловажную роль в развитии математического мышления и творческой деятельности подростков играют лабораторные работы. При их выполнении учащиеся работают с инструментами, наглядными пособиями, таблицами, гра- фиками, производят вычисления, после чего формулируют новые математиче- ские определения. В процессе выполнения работ учащиеся должны как можно больше “открывать” сами. Например, в процессе выполнения лабораторной ра- боты учащиеся находят площади пятиугольника. При выполнении учащиеся сталкиваются с трудностью нахождения данной фигуры. В ходе обсуждения выдвинутых предположений делают вывод, что найти площадь можно, предва- рительно разрезав его на части (треугольник и прямоугольник), площади кото- рых они умеют находить. В результате учащиеся приходят к выводу, что пло- щадь фигуры равна сумме площадей известных фигур. При изучении темы: «Транспортир. Измерение углов» можно задать до- машнюю лабораторную работу. Задание: изобразить произвольный треуголь- ник, измерить и записать величину углов треугольника. Найти сумму углов треугольника. Сделать вывод. При фронтальной проверке домашнего задания учащиеся приходят к выводу: сумма углов треугольника равна 180 градусов. В настоящее время учитель, профессионал своего дела не только сам явля- ется исследователем, но и организует исследовательскую деятельность учени- ков, которая связана с решением подростками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестными решениями и предполагающая наличие основ- ных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, изучение теории, сбор материала по теме, анализ и обобщение, собственные выводы. Дети сами делают вывод, решают нестандартные задачи, эксперимен- тирует, проводят анализ. Существует суждение, что исследовательская работа недоступна большин- ству учащихся. Но это не так. Никто не требует от учеников открытий, которые бы обогатили науку. Речь идет об элементарных методах поисковой работы, о творческом труде. Нужно приучать детей думать, находить какие-то решения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=