Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
455 А. С. Цурикова Факультет математики, физики и информатики, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ Современному обществу требуется грамотный человек, который свободно владеет знаниями, мыслит научно, творчески, логично. Поэтому одной из задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является формирование творче- ской деятельности учащихся. Творческая деятельность – форма деятельности человека или коллектива – создание качественного нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно решить традиционными способами [3]. И. Я. Лернер под творчеством понимал вид деятельности ученика, предпо- лагающей создание качественно новых для него ценностей, важных для форми- рования личности как общественного субъекта. При этом учёный выделял сле- дующие черты творческой деятельности ребёнка: 9 самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; 9 видение новой функции предмета (объекта); 9 видение проблемы в стандартной ситуации; 9 видение структуры объекта; 9 способность к альтернативным решениям; 9 комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми [4, с. 141–142]. Однако по результатам пилотного исследования, которое проводилось на ба- зе МКОУ СОШ № 66 г. Тулы, было выявлено, что только 40 % учащихся могут переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, 10 % видят новые функ- ции объекта, 15 % видят проблемную ситуацию, структуру объекта видят только 5 %, 30 % учащихся способны к альтернативным решениям, и 60 % могут соче- тать новые способы деятельности с ранее известными. Таким образом, проблема формирования творческой деятельности учащихся является актуальной. Большое значение в развитии творческой деятельности учащихся отводится учителю, который создаёт благоприятную атмосферу для появления новых мне- ний и идей. Он создаёт ситуации в учебном процессе, при которых дети с разными способностями и подготовкой с удовольствием включаются в поиско- во-познавательную деятельность, испытывая успех при изучении математики. Математика – “замечательная” наука, в которой надо замечать, а для этого следует побуждать учащихся к поиску истины. На определенном этапе математи- ческого образования нужно детей учить наблюдать, сопоставлять, замечать зако- номерности, формулировать гипотезы. Необходимо обучать детей самостоятельно строить определения и их отрицания; показывать, что заучивать в математике не стоит - следует понять, научиться применять и тогда все запомнится.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=