Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
448 тину ей «написать» в своём окне. Миссис Мэнсти – художник частной жизни, домашнего уюта, а не большого мира вокруг. Уортон высмеивает устойчивое представление о «мужском» и «женском» мирах и создаёт другой важный образ – образ комнаты как особого жизненного пространства. Уортон порицает кос- ное понимание «женского» мира, ограниченного стенами комнаты. Часто героинями её произведений становились женщины экономически самостоятельные, которые могут служить образцами феминисток. Они стреми- лись занять своё место в обществе, получить образование, работу и устроить свою личную жизнь вне старых парадигм, но в то же время не могли оставить позади традиции, привитые им воспитавшей их культурой. Примером таких об- разов могут служить героини повести «Сёстры Баннер» ( Bunner Sisters, 1891 ), которые теряют своё состояние и источник дохода, не желая потерять социаль- ный статус. В этой повести на примере женских судеб Уортон раскрыла тему «утраченных иллюзий». Изменения затронули и религиозную сферу жизни: «в феминистском соз- нании происходил своеобразный возврат к язычеству, к поклонению богине- матери, – в противовес иудейско-христианской традиции, навязывающей жен- щинам, якобы подчинённую и приниженную роль» [Кизима, 2007, с. 52]. Уор- тон всегда возмущали лицемерие и формализм религии, присущей викториан- ской культуре, где религиозная жизнь сводилась к исполнению ритуалов и поверхностному соблюдению внешних форм, ханжеству, тогда как, по мне- нию Уортон, «подлинной святости телесность и женственность не помеха» [Кизима, 2007, с. 49]. Подтверждением тому может служить новелла «Отшель- ник и нелепая женщина» ( The Hermit and the Wild Woman, 1908 ), где Уортон разграничивает подлинную духовность и монастырский уставной аскетизм, а также темы мужского и женского начал в религии. Но, всё же, чаще всего героини Уортон несвободны от общества, его тре- бований и предрассудков. Они живут в мире, где «внешняя привлекательность является важнейшим орудием женщины в достижении социально- экономической и эмоциональной стабильности» [Кизима, 2007, с. 34], что во многом обусловлено викторианскими традициями нью-йоркского общества. Уортон не просто затрагивала такие аспекты как возраст, красота, внешняя привлекательность, но и исследовала их влияние на положение женщины в об- ществе, так как в начале двадцатого столетия молодость и красота преврати- лись в культ, чему немало способствовали достижения в медицине и космето- логии. Красота превратилась в индустрию, стереотип, которому женщины обязаны были следовать. Так, например, Уортон затрагивает тему старения: для героини её рассказа «Зеркало» ( The Looking Glass, 1935 ) утрата красоты стано- вится навязчивой идеей: “We don’t know anything about old is like going from a bright warm room to one a little less warm and bright; but to a beauty like Mrs. Kingsland it’s like being pushed out of an illuminated ballroom, all flowers and chandeliers into the winter night and snow” [Wharton, 1976, p. 350]. С присущей ей иронией, Уортон даёт читателю понять, что возможность вечной красоты и мо- лодости – только иллюзия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=