Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

445 Основываясь на данные исследования, Т. В. Гуськова предлагает использо- вать эксперимент «Гордость за достижение» в качестве диагностики новообразо- вания кризиса трех лет. Эксперимент включает 5 проб различной направленно- сти. Методическая процедура предполагает варьирование в оценивании экспериментатором достижений ребенка. Оценка взрослого в опытах варьирует- ся следующим образом. В каждой пробе ребенок получает три разные оценки по количеству решаемых задач: похвалу (независимо от качества исполнения) за первую задачу; адекватную оценку «сделал» или «не сделал» (соответственно результату) за вторую; а решение третьей задачи не оценивается никак. Тем са- мым каждый испытуемый получает в опытах: справедливые положительные, справедливые отрицательные и несправедливые положительные оценки, а также высказываемое взрослым безразличие к его результату [1, 70 с.]. Н. В. Макарычева считает значимой работу с родителями. Немалую ответ- ственность за правильный выход из кризиса несут близкие взрослые. Им необходимо изменить в этой критической ситуации стиль общения с ребенком, его образ жизни – все то, что замедляет и мешает адекватному ее разрешению. Кризис протекает у детей индивидуально, что зависит от ряда со- ставляющих, в том числе и от того, насколько правильно организованы дейст- вия педагогов и родителей [2, 36 с.]. Психолого-педагогические условия оптимизации развития младших до- школьников в период кризиса трех лет включали три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Подготовительный этап составляет работу с родителями в области психо- лого-педагогического просвещения. Целью данного этапа являлось ознакомле- ние родителей с особенностями протекания кризиса трех лет. Длительность подготовительного этапа – две недели. В этот период проводились родитель- ские собрания, очередностью один раз в неделю. Основной этап включает психогимнастические занятия, направленные на снижение негативных проявлений кризиса трех лет у детей раннего возраста. В занятиях были учтены методические разработки по психогимнастике М. И. Чистяковой: этюды и игры, которые способствуют формированию поло- жительных черт характера, эмоций, развитию психических познавательных процессов. Задачи основного этапа: 1) коррекция негативных проявлений кризиса трех лет: негативизма, свое- волия, упрямства; 2) формирование положительных качеств характера; 3) коррекция поведения с помощью этюдов и игр; 4) снижение эмоционального напряжения; 5) тренировка психомоторных функций. Представленные занятия включают четыре фазы игр и этюдов, способст- вующих, главным образом, снижению негативных проявлений кризиса трех лет. Первая фаза включает упражнения на отработку мимики и пантомимики ребенка. Упражнения учат правильно выражать смех, гнев, удивление, разно- образные эмоциональные состояния. Вторая фаза направлена на выражение от-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=