Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

444 Л. В. Холодкова Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Панферова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ Согласно теории Л. С. Выготского кризис имеет большое значение и рас- сматривается как закон детского развития. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новы- ми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослы- ми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Л. С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет. Т. В. Гуськова предложила методику наблюдения за поведением детей в свободной деятельности. Она выделила три группы симптомов. Первая груп- па включает особенно значимые симптомы, встречающиеся часто и у большин- ства (не менее 80 %) детей. Вторая группа характеризуется симптомами, кото- рые встречаются не столь часто в детском поведении, но достаточно распространены (у более чем 50 %, но менее 80 % детей). С симптомами первой группы перекликаются два симптома. В третью группу входят такие симптомы, которые встречаются редко и у малого числа детей (менее 50 %) [1, 56 с.]. В ходе наблюдений за детьми 3-летнего возраста отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению ре- зультата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но на- стойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача как правило не приво- дит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели. Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстриро- вать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания. В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в бахвальстве и преувели- чении собственных успехов. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» (Т. В. Ермолова) вы- ражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную само- оценку и «стремление быть хорошим».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=