Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
443 • учащиеся могут получить четкие инструкции о ходе проведения иссле- дования, но самостоятельно сформулировать лишь выводы; • учащиеся могут сами проделать эксперимент, предварительно отобрав приборы для его проведения, снять необходимые измерения, самостоятельно сформулировать вывод. После этого происходит представление результатов исследований[1]: • сообщается о цели эксперимента; • повторяется ход исследования, демонстрируются приборы, с помощью которых оно было проведено; • предъявляются полученные результаты; • делается вывод о характере падения тел в вакууме. В итоге учащиеся делают вывод о том, что ускорение, которое сообщает сила тяжести телам различной массы, одинаково и равно определенному известному числу g. В конце урока необходимо провести рефлексию, чтобы учащиеся опреде- лили для себя, чему они научились, какие задания вызвали наибольший инте- рес, с какими трудностями столкнулись, что их удивило. Регулярное включение в урок различного рода экспериментов развивает такие межпредметные умения, как: • проводить наблюдения; • составлять план исследования; • выполнять измерения и подсчеты; • предъявлять результаты исследования посредством таблиц, графиков, схем; • работать в группе. Таким образом, говоря о формировании у учащихся универсальных учеб- ных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые по- зволят им самостоятельно овладевать новыми знаниями[4]. А руководство за самостоятельной деятельностью учащихся остается за учителем, основная цель которого – максимально активизировать самостоятельные искания учащихся. Учитель должен минимально вмешиваться в их учебную деятельность, лишь по необходимости помогать учащимся продвинутся в поиске нового. Литература 1. Татьянкин, Б. А. Исследовательская деятельность учащихся в профиль- ной школе / Б. А. Татьянкин, О. Ю. Макаренков, Т. В. Иванникова и др.; Под ред. Б. А. Татьянкина. – М., 2007. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Интернет-портал «Российской газеты». – URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 25.03.2015). 3. Перышкин, А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобраз. учреждений / А. В. Пе- рышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2009. 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Ас- молова. – М.: Просвещение, 2010.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=