Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

442 Е. В. Хлопикова Факультет математики, физики и информатики, ΙΙΙ курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА «Самое лучшее из всех доказательств – есть опыт», – сказал когда-то Роджер Бэкон. Это высказывание особенно точно, когда мы говорим о детях. В современ- ных условиях, когда информация окружает нас повсюду, процесс обучения будет тем более эффективным, чем больше практики будет в него включено. Федеральный государственный образовательный стандарт основного обще- го образования включает в себя требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы. Согласно ФГОС метапредметными результатами обучения физики в основной школе являются универсальные учебные действия (УУД), т.е. овладение навыками самостоятель- ного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов- ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов, умениями предви- деть возможные результаты своих действий[2]. Универсальные учебные действия формируются в рамках различных учебных предметов, в том числе на уроках физики. Физика как учебный предмет входит в цикл естественнонаучных дисциплин, главная цель которых заключается в изучении природы. Для того чтобы сформировать готовность (способность и стремление) учащихся познавать ту самую природу, необходимо развивать их самостоятельность. В значительной степени формированию самостоятельности учащихся спо- собствует учебный эксперимент, который позволяет выработать такие элемен- ты познавательно-исследовательской деятельности, как планирование и прове- дение экспериментов, обработка и объяснение полученных результатов. Это может быть демонстрационный или фронтальный эксперимент, лабораторная или практическая работа. Подробно остановимся на демонстрационном эксперименте и рассмотрим, как его можно исполнить, например, на уроке физики в 9 классе по теме «Сво- бодное падение тел». Сначала показывают учащимся трубку Ньютона, который представляет собой стеклянный сосуд длиной чуть больше 1 м, запаянный с од- ной стороны, а с другой – герметично закрытый крышкой с краном. Внутри трубки находятся три тела различной массы: свинцовая дробина, перышко и кусочек поролона. Трубку Ньютона заполняют воздухом, открыв кран на крышке. Затем быстро поворачивают на угол 180°. При перевертывании трубки слышен вначале удар свинцовой дробины, затем видно, как падает поролон и медленно опускается перышко[3]. Затем учащимся предлагается провести эксперимент и выяснить, изменится ли характер падения, если откачать воздух из трубки. После чего проводится своеобразный мозговой штурм – учащиеся сами высказывают предположения, в том числе мысль о том, что ничего не из- менится, сначала упадет дробинка, потом поролон и перышко. В дальнейшем степень самостоятельности работы может быть разной:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=